Accessibility links

Абхазия и многовекторность


Можно не сомневаться, что определенная, наиболее недоверчивая часть абхазского общества примет в штыки разговоры о "западной помощи", даже если не будет озвучено никаких предварительных условий: она однозначно воспримет его как некую "ловушку"
Можно не сомневаться, что определенная, наиболее недоверчивая часть абхазского общества примет в штыки разговоры о "западной помощи", даже если не будет озвучено никаких предварительных условий: она однозначно воспримет его как некую "ловушку"
На днях один грузинский журналист обратился ко мне по электронной почте с вопросом, суть которого можно свести к следующему. До признания Россией независимости Абхазии в Сухуме серьезно обсуждались возможности проведения абхазским государством многовекторной внешней политики, а сегодня такие разговоры больше не ведутся. Так какая же, мол, это независимость? И еще. Если страны Запада, и в частности Евросоюз, выразят желание разработать план комплексного социально-экономического развития Абхазии, что-то наподобие плана Маршалла, осуществление которого могло бы коренным образом улучшить состояние экономики Абхазии, а значит, и благосостояние ее жителей, будет ли эта идея с одобрением воспринята в Абхазии, с желанием сотрудничать в его осуществлении?

Вопрос, как говорится, интересный... Прежде всего, однако я бы уточнил кое-что в его формулировке. До признания РФ независимости Абхазии в августе 2008 года, а именно весной и в первой половине лета того же года, абхазская оппозиция, выступая, как и оппозиция всех времен и народов, с постоянной критикой руководства страны, выражала, в частности, активное несогласие с заявленным тогдашними президентом и главой МИД курсом на многовекторность во внешней политике. Имелось в виду, что такая политика может быть расценена Москвой как неверность союзническим отношениям с ней и оттолкнуть ее от нас. Не могу сказать, что это была консолидированная позиция всех оппозиционных сил, запомнилось просто несколько громких заявлений ряда их представителей. Но потом, после заявления российского МИДа о том, что он поддерживает контакты абхазских властей с западными дипломатами, в частности, встречу С. Багапша с министром иностранных дел Германии, а уж тем более после признания РФ Абхазии и Южной Осетии, оппозиционные деятели по понятным причинам предпочитали не вспоминать свои недавние предостережения. И именно потому, на мой взгляд, словосочетание "многовекторная внешняя политика" исчезло из абхазского внутриполитического лексикона, а вовсе не потому, что она была снята с повестки дня.

please wait

No media source currently available

0:00 0:04:01 0:00
Скачать

Во-первых, сама Москва предпринимала немалые усилия для того, чтобы расширился круг стран, признавших РА и РЮО; другое дело, что в определенный момент этот процесс застопорился. Во-вторых, никогда в Сухуме в последние пять лет не звучало пафосных заявлений вроде памятного шеварднадзевского о том, что солнце отныне для нас встает исключительно с севера, и мы ни с кем другим теперь ни-ни... Наконец, в-третьих, и сам Кремль прекрасно понимает, что многовекторность – это неотъемлемый атрибут независимости, которую она поддержала. Хотя есть, безусловно, в России и такие политики и политологи, которые очень ревниво относятся, скажем, к присутствию в Абхазии турецкого бизнеса, представленного, кстати, прежде всего, абхазской диаспорой в этой соседней с нами стране.

Вместе с тем совершенно очевидны особое место России в отношениях Абхазии с внешним миром и неизбежная асимметричность отношений ее со своим главным стратегическим партнером – РФ: ведь достаточно сказать, что численность населения Абхазии и России соотносится как один к семистам.

В этой связи любопытна параллель, пришедшая мне в голову вчера вечером, когда наблюдал по телевизору, как на стадионе в Баку во время футбольного матча Азербайджан – Россия местные болельщики освистывали и закидывали пластиковыми бутылками игрока российской сборной Александра Самедова. Судя по всему, дело в том, что этот футболист, по словам комментатора матча, "с азербайджанскими корнями" предпочел играть не за Азербайджан, а за Россию. Мотивы его, думаю, вполне понятны уже хотя бы потому, что в составе российской сборной он сможет поехать на финальную часть чемпионата мира в Бразилию. Но, хотя Азербайджан по численности населения меньше РФ раз в шестнадцать, это все же сопоставимые величины, и, наверное, для агрессивной части публики на стадионе выбор Самедова выглядит как непатриотичный поступок. Для абхазских болельщиков аналогичная реакция была бы абсолютно невозможной. Даже если представить себе, что Абхазия станет завтра членом ООН и ее футбольную сборную допустят к отборочным играм ЧМ, а в завтрашней сборной России будет играть абхаз, достигший уровня мастерства Виталия Дараселия или Ахрика Цвейба, никто, разумеется, в абхазском обществе не стал бы его в этом упрекать. Наоборот, его имя было бы для нас предметом гордости, каким является сегодня имя борца-вольника Дениса Царгуша, выступающего под российским флагом.

Что касается второй части вопроса грузинского коллеги... Как известно, план Маршалла – это программа оказания помощи США странам, пострадавшим во Второй мировой войне, благодаря которой экономика западноевропейских стран в середине прошлого века быстро встала на ноги. Лично я и, уверен, многие другие люди в Абхазии приветствовали бы такие действия Евросоюза. Ведь даже на абхазском флаге, как писал один наш поэт, изображена "открытая миру ладонь"...

Другое дело, что кажется весьма маловероятной ситуация, когда Запад мог бы предложить нечто подобное без увязки с вопросом о восстановлении территориальной целостности Грузии, а это для Абхазии неприемлемо. Во всяком случае, все предыдущие два десятилетия после войны свидетельствуют именно о таком подходе Запада. Вот почему можно не сомневаться, что определенная, наиболее недоверчивая часть абхазского общества примет в штыки разговоры о подобном плане, даже если не будет озвучено никаких предварительных условий: она однозначно воспримет его как некую "ловушку".


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG