Accessibility links

Затянувшийся процесс выживания


В непростом предпринимательском деле и свои плюсы: свобода действий, творчество и ответственность. За все успехи и провалы в бизнесе надо отвечать самому, не перекладывая ответственность на коллег
В непростом предпринимательском деле и свои плюсы: свобода действий, творчество и ответственность. За все успехи и провалы в бизнесе надо отвечать самому, не перекладывая ответственность на коллег
Малый и средний бизнес в Южной Осетии сталкивается с серьезными трудностями. В этом лишний раз убеждает посещение одного из торговых центров Цхинвала.

Торговый дом "Алан", отремонтированный пару лет назад, находится на одной из самых оживленных улиц Цхинвала – имени 8-го июня. Сюда переместилась часть предпринимателей, которые раньше торговали в других местах города, но по тем или иным причинам были вынуждены начать свой бизнес на новом месте. При входе в здание сразу попадаешь в "сладкую" атмосферу: большой ассортимент конфет, запах кофе, который окутывает всех посетителей торгового дома. Встречаю свою старую знакомую Ларису, которая торгует в соседнем помещении, но помогает подруге в "сладком" отделе, когда та ненадолго уходит по делам. С Ларисой Касоевой мы знакомы с тех пор, как я делала материал о погорельцах "Еврейского квартала". Легче, говорит Лариса, с тех пор ее жизнь не стала, хотя есть уже собственное жилье. Она угощает меня пригоршней конфет, рассказывая о своих проблемах:

please wait

No media source currently available

0:00 0:04:34 0:00
Скачать

"Мы здесь торгуем с 2009 года. Потому что во время грузинской агрессии были сожжены и разграблены дома, где мы потеряли товар, свой бизнес. Остались вообще без ничего. Нам пришлось искать другие торговые места, брать с большим трудом кредиты, чтобы как-то содержать семью и выжить. У меня был кредит в 250 тысяч рублей. Часть я выплатила, остальную мне трудно выплачивать, потому что у меня был еще и сожженный дом и мне в Московском микрорайоне дали квартиру совершенно необустроенную, не "под ключ". Поэтому большую часть своих доходов и сбережений пришлось потратить на то, чтобы привести квартиру в божеский вид".

Пока Лариса отходит к клиентам, я пообщалась и с 63-летней Ириной Цховребовой. После работы воспитателем детского сада, выйдя на пенсию, она начала заниматься торговлей – не от хорошей жизни. Имела свой бизнес в крупном цхинвалском универмаге, который после августовской войны сгорел дотла. Говорит Ирина Цховребова:

"В универмаге у меня было товара не меньше чем на 1 миллион рублей. И в первую войну у меня был разрушен дом, и потом, во время второй войны. И до сих пор я без дома. С мужем я разошлась давно, сын погиб в первую войну. Тогда дом только разрушили, даже гроб было некуда положить. И вот 20 лет мы мучаемся".

Ирина сетует на плохую торговлю. Женщины, которые работают вместе с ней, объясняют, что бизнес застопорился из-за дешевого товара, который продают приезжие азербайджанцы, породившие конкуренцию. Но другого источника дохода у женщин нет. Как поясняет Ирина, покинуть торговые точки женщинам мешает своеобразная солидарность: "пока все стоят, и я останусь". Надежда у большинства на то, что руководство республики покроет им довоенные кредиты.

Как выразилась в беседе со мной 49-летняя Зарема Кочиева, жизнь предпринимателя в Южной Осетии – это процесс выживания:

"Ну как можно выживать, если тебе нужно платить проценты за кредиты, если нужно платить ненормальную, сравнимую разве что с арендой помещения возле Красной площади в Москве, цену. Как председатель Союза пострадавших предпринимателей я много раз поднимала эти вопросы, я обращалась в прокуратуру, писала в парламент, в правительство, в Минэкономразвития. Закрыть свой бизнес мы тоже не можем, потому что за нами кредиты. В войну мы потеряли все. Но все дело в том, что эти вопросы никак не решаются".

В бизнесе Зарема уже больше 20 лет, но она сравнивает себя с мифологической птицей Феникс, которая постоянно была вынуждена "возрождаться из пепла". Зареме, в свою очередь, приходится часто возрождать бизнес, гибнущий во время вооруженных конфликтов. Жалуются торговцы и на штрафные пенни, которые начала устанавливать за просрочку ежемесячных выплат налоговая служба. Но есть, по мнению Заремы Кочиевой, в непростом предпринимательском деле и свои плюсы: свобода действий, творчество и ответственность. За все успехи и провалы в бизнесе надо отвечать самому, не перекладывая ответственность на коллег.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
XS
SM
MD
LG