Accessibility links

Конфликт интересов


Грузия крайне стеснена в выборе дипломатических способов воздействия на Абхазию и Южную Осетию, и если она останется заложницей своих стереотипов и своего поведения, то все останется на своих местах
Грузия крайне стеснена в выборе дипломатических способов воздействия на Абхазию и Южную Осетию, и если она останется заложницей своих стереотипов и своего поведения, то все останется на своих местах
Перед предстоящим 5 ноября очередным раундом Женевских дискуссий по безопасности в Закавказье МИД России выступил с официальным сообщением, в котором подчеркнул, что приоритетным в повестке дня по-прежнему является заключение двусторонних соглашений между Грузией и республиками Южная Осетия и Абхазия о неприменении силы.

На первый взгляд ничего нового в этом сообщении не прозвучало. Наверное, и ответная реакция грузинской стороны вполне предсказуема: Южная Осетия и Абхазия – это оккупированные Россией грузинские территории, они не могут быть субъектами соглашения.

Тем не менее руководитель Центра политической информации Алексей Мухин не считает эту ситуацию тупиковой. По мнению эксперта, новому руководству Грузии сейчас крайне необходимо выстроить хоть какие-то отношения с отколовшимися республиками для того, чтобы решить эту проблему на будущее. В то же время Грузия сейчас крайне стеснена в выборе дипломатических способов воздействия на Абхазию и Южную Осетию, и если Грузия останется заложницей своих стереотипов и своего поведения, которые демонстрировались при Саакашвили, то все останется на своих местах.

please wait

No media source currently available

0:00 0:03:29 0:00
Скачать

Вполне понятно, говорит Алексей Мухин, Абхазия и Южная Осетия не заинтересованы в этом сдвиге, но в нем заинтересована Россия, именно поэтому она будет добиваться от Грузии того, чтобы та вступила хотя бы в некое подобие отношений с Абхазией и Южной Осетией:

"Дело в том, что Грузия может пойти на уловку, она может подписать подобное соглашение с Россией (с Россией проблемы субъектности не возникает) и рассматривать Абхазию и Южную Осетию как демилитаризованную зону, и это действительно будет выходом из создавшейся тупиковой ситуации".

– Но в бытность Михаила Саакашвили президентом Россия отказывалась подписать подобное соглашение с Грузией?

Алексей Мухин: Дело в том, что Михаил Саакашвили не рассматривался российским руководством как рукопожатный человек, с которым вообще можно о чем-то говорить, то есть проблема была в Саакашвили. Между Россией и Грузией сейчас таких проблем нет.

Россия, в принципе, может предоставить Абхазии и Южной Осетии свою субъектность, так сказать, в аренду, для того чтобы Грузии было комфортно вступить в эти отношения. Я думаю, что для Грузии это тоже наиболее приемлемый вариант, потому что она не нарушает никаких взятых на себя обязательств и сохраняет лицо.

По мнению российского политолога Эмиля Паина, вполне понятно, что никакая грузинская власть в обозримом будущем не признает независимости Абхазии и Южной Осетии. Но и огромную Россию ей никак не обойти, поэтому какие-то отношения неконфронтационного характера между Россией и Грузией неизбежно будут налаживаться:

"Какое-то взаимодействие будет происходить, и пока единственная основа для него – прагматика, понимание того, что существует необходимость широкого круга экономических и социальных связей".

– Иначе говоря, возможна такая форма взаимоотношений России и Грузии, когда территориальный конфликт будет жить какой-то своей отдельной жизнью, а сотрудничество будет развиваться само по себе?

Эмиль Паин: Так сосуществуют на протяжении многих лет многие государства. Формально у России с Японией не решен фундаментальный вопрос – территориальный, а взаимоотношения есть.

Судя по мнениям моих респондентов – людей информированных о том, что происходит в высоких кабинетах российской власти, – Москва и Тбилиси в своем стремлении наладить отношения пытаются действовать более тонко, деликатно, и, наверное, главное для сторон в этом случае не ожидать и не требовать того, чего быть не может.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG