Accessibility links

Виноделие по-цхинвалски


Если бы в Цхинвале проводился конкурс на звание лучшего винодела, говорят знатоки, первое место точно разделили бы два-три человека, вкус вина которых они запомнили на всю жизнь
Если бы в Цхинвале проводился конкурс на звание лучшего винодела, говорят знатоки, первое место точно разделили бы два-три человека, вкус вина которых они запомнили на всю жизнь
Вино – это гордость любого хозяина дома в Южной Осетии. На самом первом этапе семья собирает урожай винограда на приусадебных участках. Это происходит в октябре. Но уже сейчас в подвалах жителей Цхинвала дозревает вино этого года, которым скоро начнут угощать.

Подвал нашего дома всегда считался территорией отца, несмотря на банки с соленьями и компотами, которые стройными рядами располагает на полках моя мать. В детстве мы любили пробраться в вотчину отца, чтобы с восхищением наблюдать, как на пузатых стеклянных бутылях с виноградным соком раздуваются разноцветные шары. В советские времена на бутылочные горловины отец надевал шары с надписями "Мир, труд, май". Но теперь он предпочитает резиновые медицинские перчатки. С улыбкой замечает, что когда начинается процесс брожения и перчатка раздувается, повторяя очертания человеческой руки, она словно машет ему и говорит: "Привет, привет, вино почти готово!" Папа горд своим вином, слава о нем идет по всему Цхинвалу. Когда пару лет назад республику посетил глава одной из дружественных стран, его угощали именно нашим вином.

please wait

No media source currently available

0:00 0:04:55 0:00
Скачать

Если азы виноделия мой отец осваивал сам, так как рано остался без отца, то 52-летнему цхинвалцу Алану повезло больше, ведь эта традиция в его семье идет еще от дедушки:

"Дедушка начал первым его делать, и технология тогда была такой: ни капли воды. Емкость, куда они его заливали, была глиняным кувшином, который был закопан в землю. Они его мыли, высушивали и заливали туда виноградный сок. Потом он там бродит и когда перестает бродить, они его сверху закрывают, обмазывают крышку глиной, и он там выдерживается где-то три-четыре месяца. Папа мой в принципе делал так же, но добавлял туда и воду, и сахар. А я делаю, как дедушка: срываю в октябре виноград, чуть-чуть, три-четыре дня его выдерживаю, чтобы ткань смягчилась, потом мы его давим и заливаем в бочку без всяких добавок".

Последнее время, по словам Алана, он предпочитает делать белое, а не красное вино, считает, что оно для него полезнее. Во время таинства приготовления ему ассистирует 12-летний сын, которому Алан и намерен передать все свои секреты. Одним из них он делится со мной. Полезные вещества, уверен мой собеседник, могут сохраниться только в натуральном напитке. Только вот ценить вино мы никак не научимся, жалуется он, имея в виду, как щедро заливается божественный нектар в желудки осетин во время застолья. У самого Алана потребности довольно скромные по цхинвалским меркам. В этом году он надавил около 200 литров вина, и этого ему с лихвой хватит и на семейные торжества, и на угощение для друзей.

В том, что его вино – отменного качества, не имеет обыкновения сомневаться и 58-летний житель Цхинвала Альберт Дудаев. Он делает по цхинвалским меркам всего "чуть-чуть" – литров 100, но главным его достоинством тоже считает отсутствие сахара и воды. Он тоже посвятил мне в один из своих секретов – как кустарным способом проверить вино. Когда-то его этому научил один опытный старик:

"В двухсотграммовый стакан он наливает вина где-то граммов 100 или наполняет его наполовину. И туда же опускает маленький водочный стаканчик. И этот маленький стаканчик внутри плавает и точно показывает, сколько там воды. Прямо определяет, даже не определяет, а там сразу бывает видно. Вот смотришь и видишь: вот это вино, остальное – вода. Или бывает наполовину вина и воды, бывает, что воды видно чуть-чуть, а остальное – вино. Вот можно так определить".

Но главный критерий натуральности вина, считает Альберт, это его вкус. Натуральный напиток не может не быть прекрасен, убежден он. Да еще присутствует кислинка, которой нет у вина, перебродившего с сахаром. Альберт так тщательно и подробно рассказывает о его приготовлении, что я начинаю испытывать истинный трепет: вот он – мастер высокого и древнего искусства.

Альберт знает почти всех виноделов города. Если бы в Цхинвале проводился конкурс на звание лучшего винодела, говорит Альберт, первое место точно разделили бы два-три человека, вкус вина которых он запомнил на всю жизнь. И вообще главным подарком для хозяина дома Альберт считает похвалу своему вину. С гостями, которые были искренни и нашли точные слова, ему всегда хочется встречаться снова и снова.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
XS
SM
MD
LG