Accessibility links

Передозировка туризмом


Роман Бакурадзе
Роман Бакурадзе
Все мы знаем, что Грузия нынче пытается заработать на туристах. Стратегия привлечения доходов в карман населения и бюджет страны проста как мир: природа вполне годная, места красивые имеются, да и вкусить местных блюд, запив их крепкими напитками, можно без особых проблем. Кухня грузинская питательна и сытна (я лично считаю ее чересчур сытной, да простят меня, худосочного, почитатели хачапури и хинкали), так что заманить богатого туриста в страну не должно быть сложно. Приедет он, посмотрит на Кавказские горы, посетит достопримечательности да яств отведает. По идее, дело в шляпе, так что через пару лет заживем, эх! Да и туризм легче развивать, чем
индустрию. То есть дешевле.

Но нет, все гораздо сложнее. Богатых европейцев и американцев не прельщают обшарпанные и загаженные мусором улицы Тбилиси и других городов Грузии. А отведи их на рынок в Навтлуги или привокзальную площадь, – так они сломя голову убегут в аэропорт за билетом домой. Посему элита в Грузию не приедет, даже силком не затащишь. Из стран Запада едут в массе своей небогатые люди, экономящие на всем – у них и палатка, и газовая горелка, и запас еды. Умное решение, учитывая алчность многих грузин, держащих гостиницу или пункт общепита, – цены могут быть аналогичны европейским, а сервиса ноль. В итоге имеем то, что имеем: едут к нам в большинстве своем всеядные (порой в прямом смысле этого слова) гости из бывшего СССР и (очень cильно) поднадоевшие обывателю турки с иранцами, страстно желающие покутить. Деньги текут, но не в тех масштабах, которые обещались с экрана телевизора представителями тех и этих властей. Как говорил мужичок из знаменитого мультика: «Маловато будет». Не догнать нам Париж с его десятком миллионов туристов в год.

Кстати, о Париже. Не так давно побывал я и в этом городе - стараюсь увидеть европейский триумвират городов. В Берлине был, остался лишь Лондон. Так вот, мой диагноз Парижу – сильнейшая передозировка туризмом. Город превратился в бренд, помпезный и раскрученный. 95% туристов едут туда для галочки, отравляя существование расовым и не очень парижанам, а также немногочисленным вменяемым туристам вроде меня. Очередь в символические места типа Лувра и Центра Помпиду - похлеще, чем очереди в магазины под самый развал СССР. Пришел утром, чтобы Мону Лизу узреть, и если повезет, к вечеру она презрительно посмотрит на тебя за 80 твоих кровных евро. И не дай бог сунуться к Эйфелевой башне – задавят! А еще эти липкие негры и арабы с сувенирами сомнительного происхождения повсюду – вспомнишь каноничную фразу «купи кирпич». Карманники явно повсюду, ибо о них предупреждают на каждом углу и из каждых динамиков в общественном транспорте. В тесных вагонах парижского метро мечтаешь иметь количество конечностей, как у осьминога, ибо за всем не уследить – вдруг уже чья-то ловкая рука лезет в твой карман? Через пару поездок в метро паранойя достигает терминальной стадии и подозрение вызывает каждый небелый человек. А их чуть ли не половина Парижа.

К Триумфальной арке надо проплывать брассом через моря китайцев. Если фото вышло без людей в кадре, – смело подаем заявку в Книгу рекордов Гиннесса. Зато есть у Парижа и Тбилиси родственные черты – тонны попрошаек и аферистов самого разного калибра наглости. Начиная от «Месье, же не манж па сис жур» до румынско-цыганских баянистов в пригородных поездах RER и метро, которые отжимают чемоданы у туристок под видом помощи, а потом требуют денег за возвращение. Или же сыграют какой-нибудь мотивчик знаменитых французских песен, а затем «давай дэнги, дэнги давай!» Не дашь - обсыпают нецензурной бранью. Впрочем людей из бывшего СССР в этой области не победить, так что это не страшно.

Лидерство по количеству туристов в мире наложило свой отпечаток и на цены, все дорого. Нет, до Лондона еще далеко, но Берлин сильно дешевле. Небогатые парижане, понаехавшие из французских провинций на заработки, и туристы-нищеброды, вроде меня, люто, бешено негодуют, но куда деться с этой подводной лодки? Бренд раскручен в промышленных масштабах, пипл Париж хавает, и это надолго. Чтобы узнать, каков Париж в реальности, надо запретить в него въезд абсолютному большинству туристов, но легче вечный двигатель изобрести, чем этого добиться.

Ошалев от горя, я даже случайно забрел в квартал Гут-д-Ор (нечто вроде Кутаисской улицы в Батуми или проспекта Агмашенебели в Тбилиси). Лицо мое сверкало там мощнее Полярной звезды, но ушел оттуда я со всеми регалиями, даром что ракаи недовольно таращились на меня. Французской речи там не слышно, зато можно неплохо попрактиковаться в арабском, лишь бы не поколотили и не забрали дензнаки за обучение. Не нужно французам ехать в Африку за экзотикой, достаточно махнуть в Париж. А стиральные машины в прачечных даже не вспомнят, когда в их барабанах крутились шорты или короткие юбки, – там господствуют абайи и бубы с джалябами.

Так что в плане обогащения страны при помощи туризма надо знать меру. Если Грузию мучит ломка от малого числа посетителей, – это плохо. Надо развивать культуру сервиса и не заламывать неподъемные даже для иностранцев цены. Тогда можно ожидать прогресса. Но и превращаться в бренд типа Парижа тоже не панацея – передоз туризмом и работа на количество в жертву качеству еще никого не сделали счастливым.
XS
SM
MD
LG