Accessibility links

Дело не в собаках, а в людях


В целом отношение к животным со стороны столичных чиновников в последние два года существенно улучшилось. Если сейчас беспризорных и пропавших псов специальная служба мэрии помещает в приют, где о них заботятся, то раньше их просто отлавливали и убивали
В целом отношение к животным со стороны столичных чиновников в последние два года существенно улучшилось. Если сейчас беспризорных и пропавших псов специальная служба мэрии помещает в приют, где о них заботятся, то раньше их просто отлавливали и убивали
За последние десять лет в Тбилиси были открыты несколько приютов для собак – как частных, так и муниципальных.

Со стаей беспризорных псов можно столкнуться в любом районе Тбилиси. Собак периодически подкармливают сердобольные граждане, но большинство сами добывают пищу – чаще всего на помойках. Их едва ли можно назвать друзьями человека – согласно статистике, Грузия занимает одно из первых мест в мире по числу покусанных собаками людей.

Теймураз Цикоридзе открыл собачий приют в тбилисском районе Нуцубидзе в 2003 году. Он абсолютно уверен, что дело не в собаках, а в людях:

«Что это означает? Что в Грузии самые агрессивные собаки? Нет, конечно. В Грузии люди относятся к собакам агрессивно, и те реагируют соответственно. Очень часто люди жалуются на то, что их укусил собственный пес, после чего они сдают его в муниципальный приют. Я не понимаю, как тебя может укусить твоя же собака? Значит, ты к ней ужасно относился и у нее сработала защитная реакция».

please wait

No media source currently available

0:00 0:03:20 0:00
Скачать

Для того чтобы открыть приют, Теймураз продал квартиру. Он берется за самые сложные случаи – например, принимает собак, которых переехал автомобиль, или с тяжелыми инфекционными заболеваниями. Таким категориям «четвероногих друзей» готовы помогать очень немногие.

Однако возможности Теймураза ограничены, в его заведении сейчас всего 30 питомцев. В муниципальном приюте их три сотни, и, как говорит Теймураз, 80% из них – это псы, от которых отказались хозяева:

«Многие жители просто выбрасывают их на улицу. Это и взрослые собаки, и щенки, от которых избавляются в очень большом количестве. Часто сдают в приют стареющих или больных собак, за которыми нужен особый уход. По решению сакребуло муниципальный приют обязан принимать всех собак, которых приводят».

Одной из главных проблем муниципального приюта, по словам Тамаза, является перенаселенность.

В целом отношение к животным со стороны столичных чиновников в последние два года существенно улучшилось. Если сейчас беспризорных и пропавших псов специальная служба мэрии помещает в приют, где о них заботятся, то раньше их просто отлавливали и убивали. Именно это и побудило также открыть на собственные деньги приют другого защитника животных – Тамаза Элизбарашвили:

«В 2003 году мой друг потерял собаку, немецкую овчарку. После долгих поисков мы обнаружили ее мертвой в так называемом приюте для собак тбилисской мэрии. Они убили ее в тот же день, вместо того чтобы попытаться найти хозяев. При этом убили ее зверским образом».

В приюте Тамаза около 250 собак, почти все они породистые. Здесь не только пропавшие псы, но и те, от которых избавились хозяева. Чего я не ожидал увидеть, совершая экскурсию по приюту, так это четырех медведей. Оказалось, что некоторые охотники, наткнувшись в лесу на медвежат, забирают их домой, а потом, когда те подрастают и становятся опасными, спешат избавиться от них.
XS
SM
MD
LG