Accessibility links

«Критиковать – наше неотъемлемое право»


После выступления главы неправительственной организации Нацбанк Абхазии дважды обращался в Генеральную прокуратуру с требованием возбудить против нее уголовное дело о клевете и дважды получил отказ
После выступления главы неправительственной организации Нацбанк Абхазии дважды обращался в Генеральную прокуратуру с требованием возбудить против нее уголовное дело о клевете и дважды получил отказ
Сухумский городской суд продолжает рассмотрение гражданского дела по иску директора НПО Фонд «Гражданская инициатива и человек будущего» Лейлы Тания к председателю Национального банка Абхазии Иллариону Аргуну о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда. Сегодня в связи с тем, что представитель ответчика в третий раз подряд не явился на судебное заседание, судья Белла Хасая приняла решение провести прения сторон в его отсутствие и заслушала сторону истца.

Лейла Тания во время избирательной кампании по выборам депутатов парламента Абхазии в прямом эфире АГТРК говорила об антикоррупционных реформах и обратилась к властям Абхазии с просьбой создать экспертный совет по коррупции. Сегодня, поясняя суду смысл своего выступления, которое вызвало негативную реакцию со стороны Нацбанка, она сказала:

please wait

No media source currently available

0:00 0:03:53 0:00
Скачать

«Мною было обращено внимание на нарушение такого международного стандарта, как принцип ротации и необходимость учета конфликта государственных интересов и личных. В этом контексте я упомянула председателя Нацбанка Иллариона Аргуна. Он занимает эту должность уже много лет без ротации. Кроме того, известны публичные дела, связанные со спорами в Арбитражном суде. Конфликты были между Гагра-банком и другими коммерческими структурами, где, например, кредитные договора конфликтного содержания, по которым потом проходили суды, подписывались сыном Иллариона Аргуна Астамуром. И в то же время Нацбанк под руководством отца Астамура Аргуна практически всегда принимал решения в пользу Гагра-банка. Мною было поставлена под сомнение причем, как отмечено в судебно-лингвистической экспертизе, это было именно сомнение, эффективность развития банковской сферы в дальнейшем, если не будут учитываться такие основополагающие принципы, как ротация и учет конфликта интересов личных и государственных».

Следует заметить, что после выступления Лейлы Тания Нацбанк дважды обращался в Генеральную прокуратуру с требованием возбудить против нее уголовное дело о клевете и дважды получил отказ. Генеральная прокуратура не признала, что факт клеветы имел место. Несмотря на это, Нацбанк распространил в абхазских СМИ заявление пресс-службы, в котором на нее навесили ярлык клеветницы. Поэтому Лейла Тания обратилась в суд.

По ходу рассмотрения дела в суде были проведены две лингвистические экспертизы выступления Лейлы Тания в эфире АГТРК и заявления пресс-службы Нацбанка. В выводах эксперта-лингвиста В. Макашевой из Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ говорится о том, что негативная информация о деятельности Иллариона Аргуна в выступлении Лейлы Тания выражена в форме предположения и сведения о том, что Аргун нарушает действующее законодательство, моральные нормы и принципы, отсутствуют. В то же время в заявлении пресс-службы Нацбанка негативная информация о Лейле Тания выражена в форме утверждения и содержатся сведения о том, что она нарушает действующее законодательство.

В заключении известного российского эксперта Галины Араповой из Центра защиты прав СМИ говорится о том, что в своем выступлении в прямом эфире АГТРК Лейла Тания не переходила грань допустимой публичной дискуссии по общественно-значимому вопросу. Ее высказывания были направлены на критику публичной фигуры в связи с занимаемой должностью, был использован корректный язык, не было допущено оскорбительных с точки зрения права выражений. Критика была выражена в форме оценочного суждения и поэтому не может признаваться ни клеветой в уголовно-правовом смысле, ни ущемлением чести и достоинства в гражданско-правовом смысле.

Адвокат Лейлы Тания Тамаз Кецба также указал на то, что в Конституции Республики Абхазия признаются и гарантируются все права, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека:

«Никто не имеет права отнять у нас право давать оценку любому государственному чиновнику. Это наше неотъемлемое право».

Судья огласит свой вердикт по делу в четверг.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
XS
SM
MD
LG