Accessibility links

Информационная «вакуумная бомба»


Главным образом обсуждается то, что сопутствовало встрече: скандал в связи с тем, что на нее не пустили журналистов негосударственных СМИ, и госпитализацию в конце встречи президента Анкваба
Главным образом обсуждается то, что сопутствовало встрече: скандал в связи с тем, что на нее не пустили журналистов негосударственных СМИ, и госпитализацию в конце встречи президента Анкваба
В абхазском обществе вот уже два дня тема обсуждения номер один – состоявшаяся позавчера вечером встреча президента Александра Анкваба с представителями партии «Амцахара» и общественностью. Но парадоксальность ситуации в том, что содержание четырехчасового разговора в переполненном большом зале кабинета министров широким слоям населения до сих пор неизвестно. Только сегодня вечером обещают показать большой репортаж на абхазском телевидении.

А пока главным образом обсуждается то, что сопутствовало встрече: скандал в связи с тем, что на нее не пустили журналистов негосударственных СМИ, и госпитализацию в конце встречи президента Анкваба, которого доставили в Сухумскую горбольницу, где он провел почти сутки. Собственно, эти два «сопутствующих момента» и привели, наверное, к довольно дикой ситуации, когда мы в Абхазии словно оказались отброшены из десятых годов XXI века лет на 40-50 назад, в эпоху передачи волнующей общество информации «из уст в уста». То есть вроде бы «информационная бомба» и в то же время «информационный вакуум». И пока всем, кто не присутствовал на встрече, в том числе и мне, приходится пользоваться «сарафанным радио» и парой выложенных в соцсетях суждений тех, кто находился в зале.

Я на встречу идти и не планировал. Во-первых, освещать ее вызвалась моя коллега Елена Заводская, а я в тот день решил заняться другой темой. Во-вторых, думал, что, как обычно в таких случаях, посмотрю дома репортажи на каналах АТ и «Абаза-ТВ», сопоставлю их и дополню свое представление о происходившем рассказами знакомых, побывавших на встрече. Но все с самого начала пошло, что называется, не в штатном режиме.
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:05 0:00
Скачать

Уж сколько раз твердили миру, что любая попытка как-то ограничить доступ к информации, не содержащей гостайны, возвести некие информационные дамбы неизбежно оборачивается против инициаторов такого ограничения. Ведь рано или поздно все станет всем желающим известно. Плюс завеса тайны порождает кривотолки, начинается обсуждение и высмеивание «ограничителей»… Координационный совет политических партий и общественных организаций распространил вчера заявление, в котором говорится, что редактор и корреспондент «Нужной газеты» Изиды Чаниа и Кадыр Аргун, а также сотрудница газеты «Эхо Абхазии» Елена Заводская не были допущены на встречу. Координационный совет выразил «протест против умышленного противодействия исполнению журналистами своего служебного долга, закрепленного Конституцией Республики Абхазия. Данный факт следует расценивать как открытое посягательство на свободу слова».

Я сперва подумал, почему среди перечисленных нет представителей «Абаза-ТВ», которых тоже, слышал, не пустили в зал бдительные охранники. Но потом выяснилось, что телеканал не направлял на встречу съемочную группу, а «завернули» двух ее корреспонденток, которые решили поприсутствовать там как представители общественности. У «Абаза-ТВ» был свой план: пригласить после встречи на передачу в прямом эфире троих ее участников – Виталия Габния, Ахру Бжания и Виталия Тарнава, которые и рассказали бы телезрителям о том, что на ней было. Но те (два оппозиционера и один «амцахаровец») решили отказаться от прямого эфира: неэтично, мол, разбирать встречу с президентом в то время, как глава государства госпитализирован в связи с резким ухудшением здоровья.

Так как все же протекала сама встреча? Секретарь Координационного совета Нугзар Агрба поделился в Facebook своими впечатлениями: «Политтехнологам еще предстоит тщательный разбор причин провала прошедшей встречи президента со своими сторонниками от 6 мая с.г. Пока вывод один: встреча была плохо организована. Очевидно, что организаторы ставили целью максимально заполнить зал и показать родному электорату свою суровость по отношению к «инакомыслящим», т.е. оппозиции. И организаторов серьезно подставили выступающие. Не блеснули они на сей раз ораторским искусством, сильно хромала логика… А особо «преданная» аудитория стала препятствовать выступлениям приглашенных. Возможно, это расстроило главу государства. Удручающее впечатление производило нежелание сторонников власти выслушать выступления ветеранов войны, интеллигентных представителей среднего поколения страны – депутата А. Бжания и лидера движения «Аруаа» В. Габния».

Но Нугзар Агрба – оппозиционер. Для того чтобы получить более полное и сбалансированное представление о встрече, я поговорил сегодня с несколькими ее участниками с разными политическими взглядами, в основном сторонниками президента. Картина вырисовалась такая. Встречу вел сам президент, который вначале рассказал о том, что лидеры оппозиционного КС обратились к нему с требованием отправить кабинет министров в отставку, а затем, по сути, дать им возможность самим сформировать новый. Но он, естественно, не может пойти на такое, не посоветовавшись со своими сторонниками. Из лидеров «Амцахара» не выступал никто, в основном говорили представители регионов. Выступления, как правило, были длинные, по полчаса, так что встреча затянулась с пяти до девяти вечера. Все они были категорически против уступок оппозиции. Преобладали эмоции, президенту пришлось урезонить некоторых чересчур горячих сторонников. Из зала даже звучали призывы к охране вышвырнуть из зала небольшую группу оппозиционеров, которые также участвовали во встрече. Когда парламентарий Ахра Бжания начал в своем выступлении критиковать исполнительную власть, зал отреагировал возгласами возмущения и попытками согнать его с трибуны. Более умеренное, по оценке моего собеседника – сторонника власти, выступление Виталия Габния слушали внимательнее.

В заключение начал выступать президент. В зале, где было не менее тысячи человек, стояла духота. И в какой-то момент он остановился. Через несколько минут снова продолжил выступление, потом снова замолчал. Его окружило человек тридцать, пытавшихся оказать какую-то помощь. Затем вызвали «скорую»…


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG