Accessibility links

В Абхазии снова «уличные бои»


Безусловно, в центре общественного внимания в Абхазии по-прежнему остаются перипетии бурных событий предыдущей недели, приведшие к отставке президента Александра Анкваба, а также прогнозы относительно исхода досрочных президентских выборов 24 августа. Но жизнь продолжается своим чередом, и внимание отдельных групп людей привлекают и иные, более частные проблемы.

Публичная полемика, о которой хочу рассказать, началась с публикации в газете «Республика Абхазия» заметки ее сотрудницы под заголовком «Стоит ли так часто переименовывать улицы?» Вопрос резонный, только с примера автор начала явно неудачного. «До сих пор, – пишет она, – главная столичная улица, переименованная в проспект Леона, для многих из нас, горожан, остается улицей Ленина, и не потому, что не можем запомнить новое название. Просто эта улица знаковая, центральная, с устоявшимся давним названием, которое на слуху и у сухумчан, и у гостей столицы».

«Логика странная, основанная на чисто субъективных ощущениях, – прокомментировал ее слова в газете «Эхо Абхазии», в публикации «Снова «уличные бои»?», сотрудник Федерации независимых профсоюзов РА Алексей Губаз. – Многие горожане, особенно старшего поколения, действительно с трудом привыкают к новым названиям улиц; некоторые до сих пор упорно говорят «Леселидзе» вместо «Абазинская», «Карла Маркса» вместо «Инал-ипа» и т. д. И что теперь делать, переименовывать их обратно? Что касается проспекта Леона, то, на мой субъективный взгляд, это название как раз закрепилось быстрее и проще многих других новых. Хочу особо подчеркнуть, что я – член КПРА. Кто-то наверняка завел бы здесь ожесточенный спор о личности Владимира Ильича Ленина и ее роли в истории, но в моих разногласиях с ней нет ничего идеологического. Тем не менее, я понимаю, что кроме нас, коммунистов, есть сегодня в Абхазии люди и с другими убеждениями и их гораздо больше. И почему мы должны навязывать всему народу свои представления и идеологические приоритеты?»
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:28 0:00
Скачать

Действительно, автор заметки начала оспаривать решение о переименовании, принятое властями в ряду многих других двадцать лет назад, когда после войны 1992-1993 годов в новых реалиях переименования коснулись большой части улиц абхазских населенных пунктов. И Алексей Губаз не удержался от сарказма: «Из рассуждений автора заметки получается так, что основатель современного абхазского государства Владислав Ардзинба, который принимал решение о послевоенных переименованиях в Сухуме, при всех его заслугах кое-чего все же недопонимал, недоучел, и вот сейчас она решила разъяснить всем его ошибку».

Затронут в обеих этих газетных публикациях и такой вопрос: так как называется сейчас другая центральная магистраль Сухума – по-прежнему проспект Мира или же проспект Аиааира? Алексей Губаз напоминает, что в 2010 году чуть ли не политический кризис разразился, когда президент Сергей Багапш настаивал на первом варианте, оппозиция и Городское собрание – на втором. Произошло это потому, что когда после смерти первого президента Абхазии Владислава Ардзинба было решено назвать его именем прежнюю улицу Аиааира (что по-абхазски означает «Победа») и представители оппозиции предложили, чтобы сохранить это слово в названиях центральных улиц столицы, переименовать так проспект Мира… В результате получилась как бы боевая ничья: юридически в силе по сию пору остается решение собрания, но таблички на домах администрация города не меняла. Александр Анкваб, став президентом, не возвращался к этой проблеме, понимая, очевидно, что ее решение станет для него лишней головной болью. Но это тоже не выход – когда кто как хочет (в зависимости от политической ориентации?), так и называет упомянутый проспект, а в рекламе и объявлениях используется двойное название.

Наконец, о самой болезненной теме. После публикации названной заметки в «Республике Абхазия» в эту газету дважды обращались авторы коллективных писем, которых возмутило то, что ее автор… обошла в ней вниманием тему переименования несколько лет назад Бзыбского шоссе в Сухуме, вызвавшего бурные протесты в Бзыбской Абхазии. Хотя она писала о том, о чем хотела написать. Теме же этого переименования в свое время уже было посвящено много публикаций несогласных с ним в разных изданиях. Конечно, власти республики и столицы совершили тогда грубейшую ошибку, всесторонне не обдумав принятое решение о переименовании Бзыбского шоссе. Воздать дань памяти одному из руководителей Абхазии советской эпохи Борису Адлейба можно было и переименовав какую-то другую улицу города. Этим же переименованием были задеты чувства тысяч и тысяч жителей Бзыбской Абхазии, что вылилось в десятки протестующих писем во властные структуры. И что было делать властям – переименовывать обратно? Но это бы вызвало возмущение многих других людей. Пошли на компромиссное решение – восстановили название части шоссе. Но это, как видим, удовлетворило далеко не всех.

Словом, семь раз отмерь – один назови. С другой стороны, когда сталкиваешься с некоторыми любителями бесконечно и бескомпромиссно полемизировать на тему о переименованиях, невольно думаешь: их бы энергию да в созидательное русло…


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG