Accessibility links

Говорит наука


Представители Координационного совета партий и общественных организаций встретились с преподавательским составом Абхазского государственного университета. Эта встреча планировалась и срывалась несколько раз за последние месяцы, и вот наконец состоялась. Ученые АГУ представили политикам и депутатам свой анализ проблем и предложили пути их решения.

Встреча прошла в форме научной конференции, вел ее ректор АГУ Алеко Гварамия. Докладов было около десяти, они затрагивали разные стороны социальной и экономической жизни в Абхазии. Лаконично и аргументировано говорил об экономической ситуации в Абхазии декан экономического факультета Беслан Барателия. Одной из главных проблем он считает отсутствие программы социально-экономического развития, без которой невозможно управлять даже такими скромными ресурсами, которые есть у Абхазии. В экономике Абхазии импорт значительно превышает экспорт, и необходимо активно развивать те отрасли, которые в состоянии пополнять бюджет за счет экспортной выручки. Он привел такой пример: в Абхазии 25 тысяч школьников, и для них ежегодно завозят 25 тысяч комплектов школьной одежды, ее можно производить на месте, как и мебель для школ.

Беслан Барателия говорил о таких важных проблемах, как диспропорция в развитии регионов Абхазии, о разгосударствлении экономики и выведении ее из тени. Он сказал:

«Восточная Абхазия находится в тяжелом положении. Даже по данным официальной статистики мы видим, что на территории Восточной Абхазии проживает 30% населения, притом на эту территорию приходится 14% занятых и 12% инвестиций, а в долях промышленности и того меньше.

please wait

No media source currently available

0:00 0:05:37 0:00
Скачать

Особое внимание должно быть уделено разгосударствлению экономики. В промышленности у нас заняты: на государственных предприятиях 800 человек, а в частных промышленных предприятиях 1600. При этом прибыль в 20 раз больше дают на одного человека частные предприятия.

Сегодня большая часть нашей экономики находится в тени. Если государству удастся потихоньку выводить этот бизнес из тени, то уже за один год можно будет в полтора-два раза увеличить доходную часть бюджета».

Очень интересным было выступление заведующей кафедрой национальной экономики Хатуны Шат-ипа, которая рассказала о положении дел в государственной статистике на примере агропромышленного комплекса. Вот что она рассказала о том, как в Абхазии ведется государственный учет:

«Сколько же у нас сельскохозяйственных предприятий в отрасли? Зарегистрировано всего 391, а на другой странице мы видим число сельхозпредприятий уже 120, прибыльных – 8, убыточных – 29. В общем, получается, что только 37 предприятий отчитываются о своей финансовой деятельности. Ну и последняя таблица, которая показывает не только снижение доли сельского хозяйства в ВВП за пять лет с 13% до 6%, но еще я хотела бы обратить внимание на цифру 5 миллионов 400 тысяч рублей – это валовая добавленная стоимость на одного работающего в отрасли. Это такая нереальная цифра, что она полностью подтверждает провалы в системе учета, и, наверное, возникают вопросы вообще к самой методологии подсчета ВВП в Абхазии».

Инга Ардзинба, доцент кафедры экономической теории, рассказала о положении дел в области демографии. Специфика ее состоит в том, что при существующем уровне рождаемости в Абхазии поколение детей может заместить поколение родителей только на две трети. Она отметила рост рождаемости за последние 10 лет с 8.5 промилле до 9.3. Примерно на две промилле – с 5.3 до 7.1 – возросли показатели смертности населения. Она отметила высокие темпы старения населения и увеличение младенческой смертности, которое в Абхазии составляет 12 промилле, в то время как в развитых странах этот показатель не превышает 4.5.

Асида Акаба, главный научный секретарь АГУ, анализировала положение дел в системе образования. Она считает, что современная школа утрачивает одну из главных своих функций – воспитания, ее замещают интернет и телевидение. Школа не развивает у детей логическое мышление, так как она ориентирована на зазубривание учебного материала. Школьников никто не учит самостоятельно добывать знания, они утрачивают навыки чтения художественной литературы. Роль школы в осмысленном выборе будущей профессии практически сведена к нулю. Престиж профессии учителя резко упал. В школах в основном работают учителя преклонного возраста, они ориентируются на стандарты, не соответствующие реальности, и не в состоянии понять своих учеников, разрыв поколений только увеличивается. Педагогические специальности в АГУ не пользуются популярностью, конкурса на них уже много лет нет, поэтому на эти факультеты приходят самые слабые студенты, они плохо учатся, а потом приходят в школы. И круг замыкается.

О состоянии дел в экологии проинформировал доктор наук, преподаватель кафедры экологии Январби Экба. В частности, он рассказал о том, что исследования, проведенные в Новоафонской пещере, показали, что в летнее время там накапливается углекислый газ. При такой загазованности шахтерам запрещают входить в угольные шахты. А мы водим туда на экскурсии отдыхающих. Январби Экба неоднократно ставил этот вопрос перед председателем государственного комитета по туризму, премьер-министром и президентом, но никакой реакции не добился. Он считает необходимым восстановить экологический фонд, который был упразднен прежним руководством страны, и направить на его счет отчисления от предприятий, добывающих природные ресурсы. По его мнению, необходимо возобновить агитационную работу среди школьников и студентов, которую проводил этот фонд, а также направить средства на реализацию проектов по охране окружающей среды.

Встреча завершилась выступлением лидера оппозиции и депутата Рауля Хаджимба, который сказал:

«Сегодняшняя встреча еще раз показывает, что необходимость говорить «науке» и «практике» реально существует. Если бы мы это делали ранее, если бы мы это делали активнее, и то, что сегодня есть у нашего вуза, у нашей науки, применялось бы на практике, у нас не было бы тех перекосов, которые, к сожалению, имеют место в нашей жизни, а перекосы – серьезные».


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG