Accessibility links

Соболезнования абхазам и осетинам


Для абхазских жителей Шеварднадзе памятен главным образом как правитель независимой Грузии, отправивший ее войска «наводить порядок» в Абхазию, ввергший ее в пучину войны
Для абхазских жителей Шеварднадзе памятен главным образом как правитель независимой Грузии, отправивший ее войска «наводить порядок» в Абхазию, ввергший ее в пучину войны

Вчера и сегодня пытался найти в абхазских соцсетях и на интернет-форумах обсуждение новости о смерти на 87-м году жизни бывшего грузинского лидера Эдуарда Шеварднадзе. Не знаю, может, где-то что-то и было, но мне на глаза упорно не хотело попадаться; пользователей явно волновали другие темы. Единственным сайтом, которого заинтересовала информация об этом, был «Абхазия. орг», где в новостной ленте разместили сообщение какого-то из российских информагентств, а также собственный текст, состоявший из одной фразы: «Мы выражаем искренние соболезнования абхазскому и осетинскому народам в связи с тем, что они не смогут увидеть этого мерзавца в зале суда в Сухуме и Цхинвале». Кратко, но смачно…

А вот знакомые сухумцы старшего поколения, которые не «тусуются» в интернете, попадаясь мне навстречу на улицах, почти неизбежно заводили разговор о личности «Белого лиса», на десять лет пережившего собственную эпоху. «Эпоху Шеварднадзе», растянувшуюся на сорок лет в советские и постсоветские годы…

Любопытно сравнить, как воспринимают фигуру этого патриарха советской и грузинской политики в Абхазии, России и Грузии. Совершенно, естественно, по-разному, но негатив преобладает, по-моему, везде, даже в Грузии. Попались на глаза комментарии к сообщению о его смерти в одном из российских интернет-изданий общим числом… более трех тысяч. Все их читать не было ни времени, ни сил, но из того, что прочел, а прочел немало, не было ни одного, где бы упоминалась грузино-абхазская война. У россиян свои счеты к «Шеви»: за отданный в его бытность министром иностранных дел СССР американцам «крабовый» шельф в Тихом океане, за бесславный уход, превратившейся в бегство, Западной группы советских войск и вообще «за развал» Советского Союза. В последнем случае мне по аналогии с выражением «коллективное прозрение» приходит на ум выражение «коллективное оглупление». Ну почему такому огромному количеству людей продолжает казаться, что будь на месте главы советского МИДа кто-то другой, мировая история могла бы повернуть вспять? И почему им не приходит в голову так переживать из-за распада Австро-Венгерской империи, Британской, Римской?..

please wait

No media source currently available

0:00 0:03:46 0:00
Скачать


С другой стороны, мне всегда представлялись смешными и фальшивыми восторги западных политиков по поводу Шеварднадзе в той, мидовской, его ипостаси – ведь не нужно ни ума, ни дипломатического таланта, чтобы просто все время уступать и соглашаться. Плакальщики же по СССР продолжают жить в иллюзии, что если бы не «кучка предателей»… Запомнился такой из упомянутых трех тысяч комментариев: «А теперь – Горбатый! Я сказал: Горбатый!» А еще такие – «Что-то мне не скорбится»; «Царствие ему подземное»; «Царствие ему бесное»; «О покойных – или хорошо, или ничего. Я – ничего».

Для жителей же Абхазии Шеварднадзе памятен, прежде всего, в двух его ипостасях – партийный босс 70-80-х годов, успешный лидер советской Грузии, бывший на хорошем счету в Москве и время от времени приезжавший утихомиривать участников абхазских волнений; но главным образом – правитель независимой Грузии, отправивший ее войска «наводить порядок» в Абхазию, ввергший ее в пучину войны и заставивший тысячи матерей оплакивать своих сыновей. Примечательно, что для народа Южной Осетии подобным врагом номер один несколько ранее стал Звиад Гамсахурдиа, а вот для народа Абхазии, так уж распорядилась история, тут вне конкуренции Эдуард Шеварднадзе. И это несмотря на то, что гамсахурдиевский градус национализма зашкаливал, а Шеварднадзе воспринимался многими как политик, воспитанный на «ленинском интернационализме» и внушавший все же какое-то доверие.

Хорошо помню настроения значительной части абхазского общества в начале 1992-го, когда Джаба Иоселиани привез его из Москвы в Тбилиси: ну, этот-то войной на Абхазию, слава Богу, не пойдет, у него хватит политического опыта и уравновешенности. Еще как пошел через полгода! И можно бесконечно спорить о том, не был ли он втянут в эту авантюру «братками» Китовани и Иоселиани, или сам решил укрепить свою власть маленькой победоносной войной, принципиально важно тут другое – результат.

Один из вчерашних моих собеседников на сухумской улице задумчиво сказал: «Удивительно, как высоко вознесла судьба, в водоворот каких исторических катаклизмов ввергла человека, внутренне, в общем-то, пустого, не отмеченного особыми природными талантами!» И я не стал с ним спорить. Покойный действительно не был ни гением, ни злодеем, ни исчадием ада, как кое-кто его изображает. Банальности, которые он обычно изрекал, предсказуемость большинства его поступков – лучшее тому подтверждение. Пытался я читать его книги, но ничего не зацепило, осталось впечатление обтекаемости и серости. Примечательно, что недавно, уже в глубокой старости, он сказал, что главной ошибкой своей жизни считает то, что в 2003-м уступил власть в Тбилиси «молодым и рьяным» во главе с Саакашвили. Ну, а абхазский свой «поход» он ошибкой не считал?


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG