Accessibility links

Россия-Грузия - антракт


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

В последнее время, особенно на фоне украинской драмы, в Грузии возобновились дебаты о том, какую политику проводит нынешнее правительство в отношении Москвы. Мнения самые разные: «мечтатели» наивно полагают, что смогли наладить отношения с Россией, «националы» все еще не устают называть их агентами Кремля, получающими указания от Путина.

Вопрос этот многоплановый и требует более творческого подхода к оценке. В первую очередь повторю то, что неоднократно писал еще с того дня, как Иванишвили заявил о намерении победить на парламентских выборах: «Мечта» не является пророссийской силой.

Очевидно, что между Бидзиной и Кремлем была некая неформальная договоренность: «ты свергаешь Мишу - мы даем тебе вывести капиталы». Свечку не держал, и нет никаких более или менее внятных доказательств тому, что именно так все и было, но лично я в этом не сомневаюсь.

Как видно из украинских событий, Путин склонен к одержимости: 3-4 года именно Грузия была объектом его повышенного и неадекватного внимания, и нет никаких сомнений в том, что смещение Саакашвили было для него делом принципа. Бидзина Иванишвили, типичный представитель российского бизнеса начала 90-х, тоже не страдал от излишней доброты и терпимости. Тактический союз состоялся, и обе стороны честно выполнили свои обязательства.

То, что на сегодняшний день Москва недовольна политикой Тбилиси, наглядно видно хотя бы из резкого усиления влияния на отколовшиеся территории: из почти демонстративного их отгораживания колючей проволокой; из того, что в России рассматривают возможность упразднения режима свободной торговли с Грузией, а в перечне стран, чья продукция будет приоритетной в замещении западного импорта, – Грузия не числится.

В свою очередь, Тбилиси подписывает соглашение об ассоциации с ЕС и продолжает принимать участие в стратегических региональных проектах, открыто вызывающих недовольство Москвы.

Аргументация «националов» по поводу того, что власть «выполняет указания Путина по преследованию лично Саакашвили», звучит очень складно, но только если не принимать во внимание сугубо эмоциональные факторы: «мечтателям» совсем не нужно чье-то указание, чтобы преследовать «националов», они делают это с нескрываемым удовольствием.

Однако тот факт, что нынешнее правительство не является пророссийским по сути, совсем не значит, что оно ведет себя достойно в отношении Москвы. Увы, достоинством тут и не пахнет, скорее, мелкий подхалимаж и наивная вера в то, что молчание – всегда золото.

Тбилиси совершенно постыдным образом дистанцировался от воюющей Украины – настолько, что никто из крупных чиновников не был даже с формальным визитом в Киеве, а наши власти настолько боятся окрика из Москвы, что даже не рассматривают сугубо гуманитарный вопрос – привезти из Украины детей на отдых за счет грузинского государства.

Нынешнее правительство методично портит отношения с соседними народами Северного Кавказа, создавая им препоны на въезде в Грузию. На 100% убежден, что это делается по просьбе Москвы, которая заинтересована в том, чтобы кавказские народы смотрели друг на друга как минимум через границы, а по возможности – сквозь прорезь прицела.

Нынешняя грузинская власть не пророссийская, это нечто совсем иное: «мечтатели» ведут себя как типичные застольно-хачапурные грузинцы, которым кажется, что мелкими символическими жестами они смогут выторговать для себя что-нибудь полезное.

На первый взгляд так оно и получилось: грузинский экспорт в Россию снова открыт, но... Все не так просто. Если вино и минеральные воды действительно покорили российский рынок, то надежды «мечтателей» на то, что все сельское хозяйство удастся поставить на ноги благодаря России, ожидаемо оказались бессмысленными.

Скажу вам то, что ни один экспортер никогда не признает вслух: дело в том, что во время эмбарго грузинские овощи и фрукты вывозились-таки в РФ – в первую очередь благодаря армянским и азербайджанским бизнесменам, а также через Белоруссию.

Грузия не получила никакой новый рынок для своей сельхозпродукции в лице России – она всего лишь легализовала то, что происходило тихо и бесшумно. Именно поэтому фруктово-овощной экспорт не принес никаких изменений ни в экономике страны в целом, ни в жизни крестьян.

Что же мы получили в сухом остатке? Ни один принципиальный вопрос не решен. Все остались при своих: Россия - с Абхазией-Осетией, Грузия - с вином и минеральными водами.

По сути, все по-прежнему. В отношениях между странами антракт. Передышка.

Но в конце хотелось бы подчеркнуть одну немаловажную вещь. Нынешнее грузинское правительство безмерно хвастается тем, что сумело наладить отношения с Россией, но на самом деле то, что сейчас отношения с Россией относительно спокойные, не их заслуга. Во-первых, Москва пока исчерпала очевидные рычаги воздействия на Тбилиси, во-вторых, нас временно оставили в покое из-за Украины...

В этом все дело. «Мечте» просто повезло – она пришла к власти в очень подходящий период. Россия с нами не воюет, но причины для этого у нее сугубо свои. И не надо приписывать это гениальности «мечтательской» дипломатии...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG