Accessibility links

В очереди вся республика


Бензиновая лихорадка была спровоцирована правительством республики. Оно почему-то решило, что беспошлинная российская квота на ГСМ в размере 35 тысяч тонн должна быть выделена исключительно госпредприятию, а частные фирмы на нее никаких прав не имеют
Бензиновая лихорадка была спровоцирована правительством республики. Оно почему-то решило, что беспошлинная российская квота на ГСМ в размере 35 тысяч тонн должна быть выделена исключительно госпредприятию, а частные фирмы на нее никаких прав не имеют

Сегодня министр экономического развития Южной Осетии Вильям Дзагоев объявил, что со 2 сентября в республике были повышены цены на горюче-смазочные материалы, но они ниже, чем в России. Местные жители утверждают обратное.

В Южной Осетии со 2 сентября повысились цены на горюче-смазочные материалы. Как сообщил сегодня ИА «Рес» министр экономического развития республики Вильям Дзагоев, цены на бензин и дизтопливо, реализуемые госпредприятием «Югосетнефтепродукт», составляют 30 рублей. Несмотря на повышение, цены все равно ниже, чем в России, подчеркнул министр. Например, в Северной Осетии бензин стоит на 4 рубля дороже.

Это не совсем так. Сегодня на частных заправках республики 92-й бензин продавали по 32 рубля, а на заправках Северной Осетии цена варьировалась от 31 рубля 40 копеек до 32 рублей 10 копеек за литр. Так что цены, в принципе, одинаковые.

Я не пытаюсь уличить министра во лжи. Может, «Югосетнефтепродукт» и продает бензин по 30 рублей, но у этой компании всего одна заправка, и погоду на рынке она не делает. Кроме того, частники продают 92-й бензин по 32 рубля уже довольно давно. Эта цена установилась задолго до 2 сентября, то есть по большому счету никакого скачка цен 2 сентября не произошло. Тогда в чем смысл этого заявления?

please wait

No media source currently available

0:00 0:03:45 0:00
Скачать

Мне кажется, единственный резон – успокоить общество. Это такой запоздавший на пару недель сигнал от власти, что бензиновая лихорадка закончилась, ситуация на рынке ГСМ стабилизировалась и при этом никаких ощутимых изменений в цене, как прогнозировали некоторые местные скептики, не произошло.

Другое дело, что бензиновая лихорадка была спровоцирована правительством республики. Оно почему-то решило, что беспошлинная российская квота на ГСМ в размере 35 тысяч тонн должна быть выделена исключительно госпредприятию «Югосетнефтепродукт», а частные фирмы на нее никаких прав не имеют. При этом никто не подумал, что «Югосетнефтепродукт» – это всего лишь одна заправка. Госпредприятие, по оценкам местных экспертов, способно завозить и продавать около 200-300 тонн ежемесячно и может покрыть лишь десятую часть годовой квоты. Для сравнения: частная югоосетинская компания «Виктория плюс» способна ввозить и реализовывать около 500 тонн в месяц. Есть еще несколько частников с мощностью от 40 до 80 тонн в месяц. Но всю квоту отдали в одни руки специальным постановлением правительства. В результате частные заправки остановились, а у единственной заправки «Югосетнефтепродукта» встала в очередь вся республика. По меньшей мере две недели Южную Осетию лихорадило.

Ситуация разрешилась так же внезапно, как и возникла, когда вдруг оказалось, что правительство Южной Осетии не имеет полномочий распределять российские квоты. Говорят, юристы покрутили пальцем у виска и местным заправщикам, и чиновникам. Они объяснили, что российскому таможеннику на Нижнем Зарамаге абсолютно все равно, что там решило югоосетинское правительство. Таможня проверяет правильность оформления документов и суммирует общее количество ГСМ, пересекающее границу. Частник его везет или госпредприятия, ей все равно. Выберет республика свою квоту – начнут взимать пошлину. Даже если бы какой-то особо ответственный предприниматель захотел оплатить пошлину, ссылаясь на постановление правительства, с него все равно ее бы не взяли – для российского таможенника это нарушение закона, за которое ему придется отвечать.

Одни мои цхинвальские друзья говорят, что это постановление отменили пару недель назад. Другие утверждают, что его и не было, то есть о его появлении объявили, но самого документа никто в глаза не видел... Наверное, кто из них прав, уже не имеет значения, главное – все улеглось, рынок стабилизировался и южным осетинам больше не надо часами отстаивать в очереди на заправке. Но история осталась, и история, надо сказать, поучительная. О том, как принимаются решения, как велико желание чиновников контролировать, распределять, отнимать... И о том, что не надо верить им на слово, надо сверять их действия с буквой закона.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG