Accessibility links

Страх больших денег


Сейчас отбор проектов и контроль над их реализацией будет осуществлять Минэкономразвития. А наученные горьким опытом общения с местными чиновниками бизнесмены не очень-то к этому стремятся
Сейчас отбор проектов и контроль над их реализацией будет осуществлять Минэкономразвития. А наученные горьким опытом общения с местными чиновниками бизнесмены не очень-то к этому стремятся

Югоосетинские предприниматели практически проигнорировали предложение инвестиционного агентства совместно развивать бизнес в сфере сельского хозяйства и промышленности. Прошло уже больше месяца с тех пор, как агентство объявило о льготном режиме финансирования проектов в этой сфере.

О создании специального инвестиционного агентства по привлечению инвесторов и поддержке реального сектора экономики в Южной Осетии руководство республики заявило еще в августе этого года. На встречах с местными предпринимателями представители департамента Управления президента РФ по социально-экономическому сотрудничеству с Абхазией и Южной Осетией разъясняли детали своей инициативы. Чтобы получить финансовую поддержку, бизнесмен должен зарегистрировать в Москве юридическое лицо по типу общества с ограниченной ответственностью (ООО) и открыть банковский счет. Он обязан внести на этот счет 10% от общей стоимости будущего бизнес-проекта. Недостающие 45% вкладывает привлеченный инвестор, остальные 45% предоставляет в виде кредита некий российский банк.

Однако, несмотря на привлекательные, по мнению экономистов, условия, на предложение инвестиционного агентства откликнулись пока всего два югоосетинских предпринимателя. Бизнесмен Зарема Кочиева побывала недавно на очередной встрече с министром экономического развития. Она рассказывает, что сдерживает югоосетинских предпринимателей:

please wait

No media source currently available

0:00 0:04:44 0:00
Скачать

«Предприниматели опасаются, что в будущем это будет совместное предприятие и 78% прибыли после расчета с банками пойдет на инвестиционное агентство и только 22% – нашим предпринимателям. Ты сделаешь свое дело, раскрутишься, вложишь в него всю душу, а будешь распоряжаться только 22%. В случае если вдруг завтра инвестиционное агентство что-то не устроит, из-за того, что их доля вложений куда больше, предприниматели могут быть отодвинуты от своего бизнеса. Есть такой страх».

Если у предпринимателя есть деньги, говорит Кочиева, он может вложить и все 45%. Другое дело, что в Южной Осетии бизнесменов, которые могут себе это позволить, практически нет, продолжает она:

– Очень может быть, что все эти опасения надуманные и не имеют под собой почвы.

– Вас кто-то попытался переубедить?

– Судя по той информации, которой они располагали, побочные страхи не исчезли.

Зарема Кочиева считает, что общения с местными чиновниками недостаточно, необходим прямой диалог с представителями инвестиционного агентства. Большинство югоосетинских предпринимателей занято в мелком и среднем бизнесе и им пока трудно говорить о развитии масштабных бизнес-проектов, говорит она. А вот бизнесмен Владимир Босиков, напротив, считает, что от помощи инвестиционного агентства отказываться не стоит:

– Лучшего предложения уже не будет.

– А почему другие боятся?

– Они не боятся, они просто пока не понимают, хотя им подробно все объяснили. Для многих проблема даже билет купить в Москву, ведь именно там надо зарегистрировать фирму. Многие предприниматели даже по этому поводу возмущались, типа – это дополнительные расходы. То есть тебе собираются давать по 15-20 миллионов, а ты боишься потратить пять тысяч рублей на билет.

Сотрудник общественной организации предпринимателей «Фарн» Залина Габаева разделяет скепсис югоосетинских предпринимателей, которые пока не готовы браться за многомиллионные проекты:

«Людей, которые имеют дело с такими большими деньгами, о которых заявляют инвестиционное агентство и группа, у нас мало. 40-50 миллионов – это невероятные для нас суммы. На самом деле было бы больше отклика, если бы финансировались проекты помельче. В любом случае маленькое государство выживает за счет того, что поддерживает мелкий и средний бизнес. Если бы речь шла о полутора-двух миллионах, то был бы гораздо больший отзыв. Многие люди просто боятся связываться с такими большими деньгами, потому что ну нет здесь, на мой взгляд, возможности отработать 50 миллионов за семь лет».

Есть еще одна причина, которая отбивает у югоосетинских бизнесменов желание брать на себя такие риски. Один из моих собеседников, не пожелавший представиться, посетовал: если раньше бизнес-сообщество и представители Управления президента России имели непосредственный контакт, то сейчас отбор проектов и контроль над их реализацией будет осуществлять Министерство экономического развития. А наученные горьким опытом общения с местными чиновниками бизнесмены не очень-то к этому стремятся.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG