Accessibility links

О разрушенных системах


Гиа Нодиа
Гиа Нодиа

Похоже, криминальный мир возвращает потерянное во время правления Саакашвили – контроль над пенитенциарной системой, пусть частичный. На это указывают многочисленные свидетельства журналистов и неправительственных организаций. Криминальные авторитеты регулируют ситуацию в камерах при попустительстве или сотрудничестве тюремной администрации. Все больше известий о том, что заключенных пытали или убили в тюрьме в результате криминальных разборок, и все безнаказанно. Единственный, кто это отрицает, – правительство.

Все помнят, что «националы» погорели именно на ситуации в тюрьмах. За пару недель до проигранных ими выборов страну шокировали видео о пытках и издевательствах над заключенными. Невозможно доказать, что именно они решили судьбу выборов, но многие считают именно так. Многочисленные, в основном студенческие протестные акции тогда проходили под лозунгом: «Систему нужно разрушить». А как ее разрушить, если не сменить власть? Последняя даже не пыталась защищаться и лишь обещала исправиться – но было поздно. Никто не обратил внимания даже на то очевидное обстоятельство, что самые страшные кадры были постановочными.

Но что говорить – или кричать – сейчас, когда положение в тюрьмах опять очень плохое, но совсем по-другому? Что хуже: когда над заключенным издеваются надсмотрщики или когда его же истязают криминальные авторитеты, требуя безоговорочного послушания и взноса в «общак»? Легко ответить, что оба варианта недопустимы. Пока мы имеем тот выбор, какой имеем.

please wait

No media source currently available

0:00 0:05:08 0:00
Скачать

Очень много людей (особенно профессиональные правозащитники) громко возмущаются самоуправством тюремной администрации, но мало реагируют, когда сокамерников истязают криминальные авторитеты. В этом есть своя логика. Правозащитники привыкли оппонировать государству. Последнее действует от моего, гражданина, имени, и я имею право требовать от него подобающего поведения. С него спрос выше. А преступники – они на то и преступники, чтобы плохо себя вести.

Но есть и другая логика: государство обязано обеспечивать общественные блага. С этой точки зрения, главное не следование общим принципам, а то, чтобы людей не пытали, не истязали, не убивали, не грабили ни в тюрьмах, ни на воле. Государство, действующее от имени граждан, полностью отвечает за достижение этой цели. Поэтому, если заключенного пытают его сокамерники, это никак не лучше, чем похожие действия, но со стороны надзирателей. В обоих случаях ответственность несет государство, причем в равной мере.

Но для общества, т.е. для каждого из нас, опаснее, когда тюремной системой начинает управлять преступный мир. Это значит, что государство, которому полагается защищать наши интересы, слабо и не может этого делать. Зато преступный мир, который по определению находится в состоянии войны с законопослушными гражданами, силен. Причем он силен и за пределами тюрем и угрожает каждому из нас (что тоже происходит сегодня в Грузии, хотя власти упорно отрицают и это).

Такое положение мы имели во времена Шеварднадзе. Победа над преступным миром как внутри пенитенциарной системы, так и на воле была одной из главных и очевидных достижений правительства Саакашвили. Преступники и преступность, естественно, остались, но перестали быть политической и социальной силой, с которой приходилось считаться. Другое дело, что Саакашвили стал жертвой «головокружения от успехов»: люди, которые обеспечили контроль государства над тюрьмами, оказались вне реального контроля, и именно результаты этого возмущенный народ увидел на видео.

То, что мы наблюдаем сейчас, можно назвать контрреволюцией: криминальный мир вернулся и восстанавливает позиции. Недавно нам показали другие скрытые записи: криминальный авторитет говорит другому, что стал убежденным «бидзинистом» (т.е. сторонником Иванишвили) и умрет, но не допустит возвращения к власти проклятых «националов». Криминальный мир считает новое правительство своим и обещает ему политическую поддержку.

Не берусь категорически утверждать, почему дела пошли в этом направлении. Возможно, новым властям не хватает компетенции и они упустили контроль; возможно, они сознательно культивируют преступный мир как политического союзника против все еще опасных «националов». Но ответственность лежит и на молодых или не очень молодых идеалистах, которые год назад кричали, что «систему надо разрушить». Для того чтобы оттеснить преступный мир на обочину, нужна именно крепкая система, и «националы» начали ее создавать. Систему надо было не ломать, а совершенствовать и использовать.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Гиа Нодиа

    Родился 4 сентября 1954 г. в Москве, в 1976 г. закончил философский факультет Тбилисского государственного университета. 

    В 1982 г. защитил диссертацию и стал кандидатом философских наук. Гиа Нодиа в настоящее время - профессор Университета Ильи в Тбилиси и председатель Кавказского института мира, демократии и развития.  

    Сотрудничает с Радио Свобода с 1989 г., на постоянной основе (на «Эхе Кавказа») – с 2009 года.

XS
SM
MD
LG