Accessibility links

Ставропольский источник права


По информации сайта abhazia-news.ru, в октябре планируется проведение круглых столов на базе СКФУ, где будут обсуждаться проблемы системы образования республик Южная Осетия и Абхазия
По информации сайта abhazia-news.ru, в октябре планируется проведение круглых столов на базе СКФУ, где будут обсуждаться проблемы системы образования республик Южная Осетия и Абхазия

Юристы Ставрополья занимаются разработкой законопроектов для Южной Осетии и Абхазии. Как сообщают абхазские СМИ, Министерство образования и науки России поручило Юридическому институту Северокавказского федерального университета разработать законодательство в области образования для республик Абхазия и Южная Осетия.

По информации сайта abhazia-news.ru, в настоящее время начинается практическая работа. В октябре планируется проведение круглых столов на базе СКФУ, где будут обсуждаться проблемы системы образования республик Южная Осетия и Абхазия. Эксперты проанализируют ситуацию, определят неэффективные составляющие и представят в Министерство образования и науки РФ заключение о нерентабельных и неперспективных учебных заведениях в республиках.

Ставропольчане говорят, что при разработке нового закона об образовании будут учтены и специфика региона, и мнения местных экспертов. Хорошо бы если так.

Не в обиду ставропольским экспертам будет сказано, но на югоосетинских полках уже скопилось предостаточно проектов в самых разных областях, которые в принципе нереализуемы в республике, потому что то ли недостаточно просчитаны, то ли не учитывают этой самой местной специфики.

По мнению бывшего спикера югоосетинского парламента Станислава Кочиева, в целом модернизация законодательства Южной Осетии столкнулась с серьезными сложностями. С одной стороны, по вполне понятным причинам есть необходимость некой унификации российского и югоосетинского законодательства. С другой стороны, масштабы государств разные, поэтому необходимо учитывать специфику маленькой республики. Но пока сама республика еще толком не разобралась, в чем ее специфика и что с ней делать.

please wait

No media source currently available

0:00 0:04:38 0:00
Скачать

Из того, что лежит на поверхности: Южная Осетия – это маленькие государство и общество, дистанция между ними очень короткая. Оттого и любые телодвижения власти весьма чувствительны для общества, в отличие от той же России, где сигналы власти теряются на бескрайних просторах страны. Поэтому, считает Станислав Кочиев, местные институции, баланс между государством и обществом не могут повторять российскую схему:

«Необходимость унифицировать наше законодательство с российским кое-кто воспринял буквально. Слепое калькирование российских законов нам вредно. Для нас неприемлема даже специфика такого огромного в сравнении с Южной Осетией субъекта России, как Ставропольский край. Мы сами должны делать замеры при подготовке законов, наши ученные должны давать нам рекомендации, и на этой основе должно строиться законодательство. А с бухты-барахты стряпать любые законы – это плохо.

– Наверное, все-таки экспертное сообщество маленькой республики не самодостаточно и привлекать специалистов извне просто необходимо?

– Конечно, но базой должны быть наши организации, наши научно-исследовательские институты и т.п. А потом, как говорится, нет предела совершенству. Закон является живым организмом, он подвержен изменениям. Это не страшно. Мы только вступили на путь становления государства, поэтому ошибки неизбежны. Главное – не совершать трагических ошибок, не допустить, чтобы была пройдена точка невозврата, когда уже ничего нельзя исправить».

По мнению российского эксперта Александра Караваева, в самом факте заимствования законов нет ничего предосудительного. Например, Гражданский кодекс России был создан по аналогии с европейскими, а российская Конституция очень близка к французской. Главное действие, считает Караваев, происходит потом, когда местные парламенты вносят в заимствованные законы поправки, подгоняя их под сложившиеся на своей территории устои. В этом и есть специфика региона, говорит Александр Караваев:

«Специфика – это обкатка законов на местности с течением времени. Естественно, с течением времени в законодательство инкорпорируются какие-то вещи, которые сильно деформируют первоначально заложенную, возможно, неплохую идею. Во всяком случае, в России так происходило и происходит.

– Иными словами, главный фактор в этой истории – качество политического класса, его мотивация при перекраивании законодательства.

– Конечно. Дело в том, что этими вещами занимается местная элита со всеми своими недостатками. Естественно, что имеют возможность влиять на законы не пенсионеры или простые граждане, далекие от политики, а люди, которые имеют амбиции и уже реализовывают их в бизнесе или в каких-то других сферах деятельности. Вот эти амбиции и влияют на то, что называется местной спецификой».

Пока же, если пролистать новейшую историю Южной Осетии, да, впрочем, и России тоже, всякий раз, когда власти поднимали тему специфики государства или некоего особого пути его развития, чиновник наделяет себя новыми привилегиями, коррупция растет, а контроль со стороны общества сокращается. Видимо, такая мотивация.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG