Accessibility links

Зураб Абашидзе: «Мы остались на радикально противоположных позициях»


Специальный представитель премьер-министра Грузии по связям с Россией Зураб Абашидзе
Специальный представитель премьер-министра Грузии по связям с Россией Зураб Абашидзе

ПРАГА---Сегодня в Праге состоялась очередная встреча специального представителя премьер-министра Грузии по связям с Россией Зураба Абашидзе с заместителем министра иностранных дел России Григорием Карасиным. Сейчас господин Абашидзе находится на прямой связи с нашей студией.

Кети Бочоришвили: Батоно Зураб, прежде всего, какие вопросы вы затрагивали на этой встрече, как вы ее оцениваете и ответила ли она вашим ожиданиям?

Зураб Абашидзе: Это была самая сложная встреча из всех восьми, которые прошли здесь, в Праге, начиная с декабря 2012 года. Самая острая тема была, конечно, связана с этим проектом т.н. нового договора между Москвой и Сухуми.

Кети Бочоришвили: Хотя обычно вы не обсуждаете такие темы на встрече...

Зураб Абашидзе: Да, это на самом деле так. Наша повестка дня включает практические вопросы, связанные с торгово-экономическими связями, транспортными коммуникациями, гуманитарными вопросами, но я сейчас никак не мог обойти стороной эту тему, и я думаю, что в Тбилиси (и не только в Тбилиси) никто бы не понял, если бы мы здесь говорили только о торговле и т.д. Поэтому этому сложному вопросу была посвящена значительная часть нашей встречи. В принципе, мы остались на радикально противоположных позициях как в оценке не только этого документа, но и в целом проблемы, исторических предпосылок и всего, что связано с этими регионами. С моей стороны было сказано то, как мы оцениваем этот проект, какие опасности он в себе несет не только для российско-грузинских связей, в которых наметился определенный позитив по конкретным направлениям, но и для безопасности региона Южного Кавказа, может быть, даже в более широком плане. Было сказано и то, что, в случае подписания этого договора, это будет оценено нашей стороной как шаг в сторону аннексии Абхазии со всеми вытекающими юридическими последствиями. Мы надеемся, что Россия все-таки пересмотрит свое решение, но и, безусловно, призываем международное сообщество со всем вниманием отнестись к этому очень тревожному процессу. Все это происходит на фоне событий в Украине, что, безусловно, еще больше обостряет настроения в нашем обществе. Были также рассмотрены и другие вопросы, но я думаю, что на данном этапе они имеют более второстепенное значение.

Скачать

Кети Бочоришвили: Батоно Зураб, надо ли считать, если обе стороны остались на своих позициях, что Россия отказывается от пересмотра этого договора?

Зураб Абашидзе: Мой коллега подтвердил, что работа над этим документом продолжается. Им было сказано, что этот проект рассматривают в Сухуми, будет рассмотрен и в Москве, возможны какие-то изменения, но в целом мы получили подтверждение того, что работа в этом направлении идет. Но я уже не интересовался, когда и где это будет подписано, с моей стороны просто были подтверждены определенные видения и оценки, которые были сделаны в Тбилиси, в частности, во вчерашнем заявлении Министерства иностранных дел Грузии.

Кети Бочоришвили: Тем не менее, насколько мы знаем, дата следующей встречи не была определена. Означает ли это, что Москва может отказаться от этого формата переговоров?

Зураб Абашидзе: Во-первых, я хотел бы обратить внимание на то, что часто и в Тбилиси тоже используют терминологию: «переговоры», «консультации», «раунды» и т.д. Но это неформальный, неофициальный канал коммуникаций – мы встречаемся неофициально в формате диалога. Есть в Грузии люди, которые вчера делали довольно резкие заявления – и в парламенте, и представители других политических сил и общества, – именно в том русле, что какой смысл вести эти диалоги, если Россия предпринимает такие шаги.

Кети Бочоришвили: Как раз многих удивил ваш комментарий, который прозвучал в ответ на предложение депутата Тедо Джапаридзе отказаться от этого раунда переговоров. И после того, как они состоялись, причем с таким итогом, вы не изменили своего мнения?

Зураб Абашидзе: Не стоит акцентировать большое внимания на нашу с ним словесную перепалку – мы с Тедо Джапаридзе давнишние друзья, таковыми и останемся. Я думаю, это никак не повлияет на нашу дружбу, но что касается призыва отказаться от этого диалога, – это не мне решать. Если такое решение будет принято, то это нужно будет сделать премьер-министру, правительству, и я не думаю, что такое решение будет принято эмоционально, без обсуждения, без консультаций с нашими западными партнерами, которые до сих пор всецело и однозначно поддерживали ведение этого сложного диалога и всегда призывали нас продолжить его, каким бы сложным он ни был.

XS
SM
MD
LG