Состоявшийся на днях визит в Крым делегации Республики Абхазия во главе с премьер-министром Бесланом Бутба и встреча с главой Крыма Сергеем Аксеновым приобрели характер небольшой сенсации. Достаточно сказать, что подборка в Яндексе сообщений на эту тему различных российских, в частности крымских, а также украинских и иных СМИ превысила уже семьдесят. Прежде всего, привлекло внимание предложение абхазского премьера поставлять из Абхазии щебень для строительства моста через Керченский пролив и построить на полуострове завод по бутилированию воды, поставляемой из Абхазии.
Как известно, Республика Крым с ее засушливыми степями испытывает большие затруднения с пресной водой, в частности питьевой. Ее дефицит в Крыму покрывался за счет поставок из соседних областей Украины, но сейчас, после присоединения полуострова к Российской Федерации и напряженных, мягко говоря, отношений Симферополя с Киевом водная проблема для крымчан весьма обострилась. В Абхазии же избыток прекрасного качества пресной воды. Беслан Бутба высказал предложение, что если из Абхазии возить воду в Крым морскими танкерами, а там построить завод по ее бутилированию, то это был бы взаимовыгодный проект. Он считает, что проект может окупиться в течение девяти месяцев, прибыль должна составлять около шести миллиардов рублей в год. Сергей Аксенов идею строительства завода поддержал и поручил создать совместную рабочую группу, которая проработает детали реализации проекта.
А немногим ранее, 4 ноября, был подписан договор между кабмином РА и ООО «Корпорация РОСВОДА» о добыче и экспорте из республики подземной питьевой воды. Договор подписали премьер-министр Беслан Бутба и представитель корпорации Роман Григорьев.
Все это вызвало оживленное обсуждение в абхазском обществе, в частности в СМИ и соцсетях. Некоторые, как водится, тут же стали критиковать проект с поставкой воды в Крым и спрашивать: а почему бы нам самим не построить у себя такой завод и продавать уже бутилированную воду, что гораздо для Абхазии выгоднее? Другие возражали им, что, наверное же, премьер не предавался в Симферополе фантазиям на вольную тему, а все уже просчитано и обговорено с «большим братом» в Москве. И, наверное же, там взвешивалось все, в том числе готовность реальных, а не гипотетических инвесторов вкладываться в строительство завода в Абхазии или Крыму. Кстати, некоторые интернет-критики вообще называли данное предложение маниловщиной и недоумевали, откуда мы возьмем флотилию танкеров (то есть сами догадаться, какой страны это будут танкеры, они так и не смогли). По поводу же поставок щебня для строительства моста говорят: чего паниковать, ничего не зная про объемы поставок? На строительство олимпийских объектов в Сочи наверняка было поставлено много больше нашего щебня, но никакой экологической катастрофы не наступило.
Что касается вообще идеи экспорта питьевой воды из Абхазии, то она представляется в обществе бесспорно позитивной и ранее высказывалась не раз. Можно сказать, даже множество раз. Ведь давно уже существует такая расхожая фраза, что в некоторых краях литр питьевой воды стоит дороже литра бензина…. По телевидению тут же стали повторять видеозапись выступления известного ученого-эколога, преподавателя Абхазского госуниверситета Январби Экба на состоявшемся 12 марта этого года в Координационном совете политических партий и общественных движений обсуждении рисков, связанных с возможной добычей в Абхазии нефти. Экба выступил тогда категорически против нефтедобычи (эту точку зрения, согласно опросам, разделяет большинство жителей республики, частенько вспоминая при этом катастрофу в Мексиканском заливе), а в качестве альтернативы возможным нефтедоходам заговорил о продаже экологически чистой воды. У нас 14 кубокилометров чистейшей воды стекает с гор и попадает в море, сказал он. Экологами просчитано, что один процент биоресурсов можно спокойно изымать из оборота. Вода – это возобновляемый ресурс, в отличие от нефти, угля, руды и так далее. Экба провел расчет: если взять один процент воды и экспортировать ее подобно тому, как, он слышал, ее поставляют с Камчатки в ОАЭ, то чистая прибыль ежегодно составит по одному миллиону рублей на каждого жителя Абхазии. А еще он пристыдил тогда абхазских бизнесменов, которые ввозят в страну минеральную воду, в то время как вода из наших минеральных источников в основном просто выливается в реки. Даже на берегу озера Рица есть закрытая скважина минеральной воды. Почему бы, по мнению Экба, ее не открыть и просто не предложить туристам, чтобы они ее бесплатно пили?
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия