В рамках фестиваля «Подарок» в Тбилиси был сыгран еще один спектакль по Чехову. На этот раз свое прочтение чеховской трагедии представил Андрей Кончаловский. В театре имени Марджанишвили актеры театра Моссовета сыграли «Трех сестер».
«Когда болеют мои девочки, мной овладевает тревога. Меня мучает совесть за то, что у них такая мать. О, если бы вы ее видели сегодня – что за ничтожество! Мы начали браниться в семь часов утра, в девять я хлопнул дверью и ушел. Я никогда не говорю об этом. И странно, жалуюсь только вам одной».
Похоже, что способы соблазнения наивных женщин с годами никак не меняются. Так, сетуя на семейную жизнь, герой Домогарова – подполковник Вершинин, объясняется в любви одной из сестер – Маше. Домогаров в роли практически неузнаваем – прилизанные волосы, с хирургической точностью разделенные пробором ровно посередине, усы и… картавость. Он до противного манерен, карикатурен и, что самое главное – убедителен в своей омерзительности. Смотря на его героя, появляется ощущение, будто бы сам Чехов брезгливо морщился, прописывая реплики Вершинина.
В первом акте постановки Кончаловского было, как по Лермонтову – «и скучно, и грустно». Тягучее, неповоротливое повествование о провинциальном быте зрители не прерывали аплодисментами, а просто тихонько, как через скрытую камеру, наблюдали за тем, как десяток людей живет неинтересной даже им самим жизнью.
Немного неожиданным стало появление на сцене прямо во время спектакля черно-белого экрана. В кадрах актеры театра Моссовета рассказывали о том, какими видят своих персонажей и как относятся к их автору – самому Чехову. Такими описывает трех сестер актриса Галина Боб, исполнившая роль младшей – Ирины:
«У меня есть такое предположение, что три сестры – это вера, надежда и любовь. Вот для меня Маша – это любовь, Ирина – это надежда, а Оля – это вера».
Интервьюер Кончаловский рассуждения актеров оставил «без купюр». Поэтому исполнительница роли старшей сестры – Ольги – Лариса Кузнецова на вопрос, чем дорог ей персонаж, ответила, не стесняясь:
«Чем она мне дорога? Господи, бред это какой-то, Андрей Сергеевич, ну бред!»
И, проигнорировав вопрос о Чехове, решила воспользоваться возможностью в личных интересах:
«Пользуясь моментом, хочу передать привет моей любимой мамочке! Моей доченьке любимой, моим сестрам, друзьям – привет!»
Одним интервью актеров показались интересным решением режиссера, позволившим с пользой заполнить паузы, другие же говорили о выпадении видео из общей атмосферы спектакля.
Второй акт, как и положено, оказался намного более богатым на эмоциональные события, нежели первый. Приближение неизбежной катастрофы ощущалось во всем – колокол, оповестивший о начале пожара в городке, стал своего рода сигналом того, что трагедия «осознания происходящего» началась. Одной из кульминационных сцен стала сцена расставания подполковника Вершинина с Машей, роль которой исполнила супруга режиссера спектакля – Юлия Высоцкая.
«(крик) У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том и кот зеленый... Я с ума схожу, Оля, я схожу с ума! Какая неудачная жизнь!»
Об интересной сценографии, принадлежащей Кончаловскому, после спектакля говорили многие. Отмечали и красивые костюмы, созданные Рустамом Хамдамовым. Говорит искусствовед Марианна Оклей:
«Все было едино, в синтезе. И вот этот синтез произвел очень большое впечатление. От художников до актеров, режиссерская постановка – все вместе взятое. Я давно не получала такого удовольствия от спектакля».
А сам Андрей Кончаловский после спектакля отказался отвечать на тот же вопрос, который он задавал своим актерам, – кем для них является Чехов. По его словам, он свое отношение к автору выразил в спектакле. Зато режиссер сделал комплимент грузинскому зрителю:
«Наши спектакли всегда проходят здесь с огромным интересом. Очень умная публика – умная, эмоциональная, интеллигентная».
Сегодня труппа сыграет «Трех сестер» в театре Марджанишвили еще раз, и фестиваль «Подарок» завершится. Театралам остается только поблагодарить «Подарок» за подарок.