Accessibility links

Кто ответит за взвинчивание цен?


По закону наказать лавочника за завышение цен невозможно: власти не смогут его наказать, не нарушив закон. Другое дело, что этот вопрос можно решить при помощи неформальных договоренностей правительства и бизнеса
По закону наказать лавочника за завышение цен невозможно: власти не смогут его наказать, не нарушив закон. Другое дело, что этот вопрос можно решить при помощи неформальных договоренностей правительства и бизнеса

Председатель правительства Южной Осетии Доменти Кулумбегов поручил Министерству экономического развития совместно с другими ведомствами республики выявлять и пресекать необоснованное взвинчивание цен на потребительские товары.

В ходе вчерашнего совещания с руководителями министерств и ведомств республики премьер-министр Доменти Кулумбегов заявил:

«Одно дело, когда повышение цен продиктовано реальной ситуацией, реальным повышением цен у поставщиков и на оптовых рынках, а другое дело, когда некоторые предприниматели, прикрываясь общей ситуацией, взвинчивают цены. Это надо пресекать».

По словам российского экономиста Александра Караваева, нечто подобное наблюдается и в России. Экономические санкции сильно ударили по устоявшейся логистике поставок продовольствия. Это серьезно повлияло на рост цен, причем и на те товары, которые в санкционный список не попали, но, тем не менее, оказались в поле квазиспекулятивного роста.

Во второй половине 2014 года попытки административного регулирования цен, подобные тем, которые предлагает Доменти Кулумбегов, в российских регионах предпринимались неоднократно. Но они лишь на короткое время сдерживали рост цен на товары первой необходимости и в основном производили психологический эффект. На федеральном уровне единственным законным методом регулирования, кроме распоряжения правительства, является обращение в Федеральную антимонопольную службу, говорит Александр Караваев:

Кто ответит за взвинчивание цен?
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:43 0:00
Скачать

«ФАС может проводить проверки сетевых гипермаркетов, т.е. тех сетевых структур, которые непосредственно занимаются реализацией продовольствия. Такие примеры уже есть. Но это не следственный орган, а орган экономического регулирования. ФАС проводит экономическое расследование, результатом которого, к примеру, может являться распоряжение правительства об исправлении такого рода нарушений».

По мнению Александра Караваева, одним из эффективных инструментов воздействия на крупные торговые сети является закон о торговле. Как бы в подтверждение этого мнения сегодня ФАС выступила с ходатайством о возбуждении административного дела в отношении торговой сети «Перекресток» за дискриминацию поставщиков.

Но этот опыт невозможно перенести на Южную Осетию, считает югоосетинский экономист Геннадий Кокоев. Во-первых, в Южной Осетии не существует антимонопольной службы. А во-вторых, простой торговец не попадает в сферу макроэкономического регулирования, говорит Геннадий Кокоев:

«Мы можем в какой-то мере амортизировать внешние риски, которые определяют экономическую жизнь в Южной Осетии. Мы можем регулировать и привести рыночные цены в соответствие с реальными доходами населения только через развитие своих собственных производственных мощностей в сфере агропромышленного комплекса. Мы также можем регулировать цены с помощью каких-то прогрессивных налогов или какими-то другими рыночными механизмами, но уж никак не административными ограничениями.

– В Южной Осетии до этого были попытки административного регулирования цен?

– Никогда в Южной Осетии такого не было. Это глупость, потому что, как ни крути, но цены определяет рынок».

Александр Караваев подчеркивает, что по закону наказать лавочника за завышение цен невозможно. Или, скажем так, власти не смогут его наказать, не нарушив закон. Другое дело, что этот вопрос можно решить при помощи неформальных договоренностей правительства и бизнеса, говорит Александр Караваев:

«Цены можно остановить в результате переговоров, когда, допустим, власть обращается к бизнесу и говорит: «Мы знаем все трудности, с которыми вы столкнулись, но мы просим вас на какие-то группы товаров сохранить предлагаемый диапазон цен. За это мы готовы сделать вам налоговые каникулы или что-то еще». Не дословно, но по такому принципу сейчас идут переговоры в России на региональном и даже на более высоком уровне, где к переговорному процессу уже подключается Российский союз промышленников и предпринимателей».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG