Accessibility links

Ретрограды и ретроградши


Georgia -- Abkhazia, Sukhumi, journalist Vitali Shariya, 03AprOct2014
Georgia -- Abkhazia, Sukhumi, journalist Vitali Shariya, 03AprOct2014

Недавно неприятно удивил один коллега-журналист из Москвы, который заклеймил «непризнанных», то бишь граждан Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха (хотя вообще-то, если уж быть точным, первые из трех названных республик – частично признанные), как находящихся «в авангарде самого посконного ретроградства».

Меньше всего хотелось бы выглядеть защитником чести мундира, тем более что трудно представить себе «мундир», в который можно облачить целые народы. Разумеется, ретроградов и ретроградш у нас в Абхазии, как говорится, хватает с избытком. Как, по моим наблюдениям, правда, и в окрестных странах. Но смутила «система доказательств». Автор обличения признается, что у него нет социологических данных, он, судя по его тексту, просто так думает, что-то ему это «подсказывает». А отталкивается он от одного-единственного факта: «В ходе обсуждения парижского теракта в одной непризнанной и вполне христианской кавказской стране было выказано неожиданное уважение к мусульманам. Они, как было сказано и участниками обсуждения поддержано, пример для христиан, которые должны были первыми убить этих карикатуристов… Название маленькой непризнанной республики принципиальным не является».

Так бывает: автор вроде бы не хочет задевать оппонентов персонально, а в итоге задевает многие и многие тысячи людей, которые почему-то оказываются ответственными за сказанное кем-то конкретно и в конкретном государстве. Заодно так замечательно оказываются завуалированными контекст произнесенного в «кавказской стране», и то, каким именно образом оно было поддержано аудиторией, отпадает необходимость в точности цитирования и так далее…

Когда кого-то скопом обвиняют в ретроградстве, неизбежно задумываешься о двух вещах: о доказательной базе и о том, «а судьи кто?», не измеряет ли автор этих оценок прогрессивность и ретроградство лишь степенью соответствия своим собственным взглядам.

В отличие от нашего обличителя, я знаю и вижу абхазское общество изнутри. И совершенно не замечаю в нем все более «крепнущей» обиды на международное сообщество за непризнание. Да нет, давным-давно свыклись с этим понимаем геополитического расклада и что все мы в мире – пленники двойных стандартов. А главное – при необходимости я мог бы привести множество постоянно звучащих в нашем абхазском обществе, в частности, в соцсетях, самых разных, порой диаметрально противоположных (увы, как водится, и однобоких в том числе) мнений и по поводу парижского теракта, и по поводу идущей на юго-востоке Украины войны. Да, бесспорное большинство у нас симпатизирует «сепаратистам» Донбасса. И не только потому, что нас тоже называли сепаратистами (с определенного момента это слово стало активно вытесняться в Тбилиси более «политически грамотным» словосочетанием – «наши братья, проживающие на оккупированной территории»). Мы еще также находимся по одну с ними, донбасскими сепаратистами, сторону геополитической баррикады.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG