Accessibility links

«Хотя Абхазия и не член Таможенного союза…»


Абхазия не является членом Таможенного союза из-за непризнанности ее Казахстаном и Белоруссией. Вот и понадобились двусторонние российско-абхазские соглашения в этой области, чтобы снизить таможенные барьеры между двумя странами до уровня, существующего в Таможенном союзе
Абхазия не является членом Таможенного союза из-за непризнанности ее Казахстаном и Белоруссией. Вот и понадобились двусторонние российско-абхазские соглашения в этой области, чтобы снизить таможенные барьеры между двумя странами до уровня, существующего в Таможенном союзе

Сегодня я побывал в Государственном таможенном комитете РА, чтобы взять интервью у его руководства и наконец-то разобраться с ситуацией вокруг отмены пошлин на товары при пересечении российско-абхазской границы. «Наконец-то» – потому, что темой этой я занялся еще 1 января.

Так получилось, что нынешний Новый год встречал у родни в поселке городского типа Цандрипш, в трех километрах от российско-абхазской границы на Псоу. И вот во второй половине дня, отдохнув после новогоднего отдыха, решил воспользоваться этой территориальной близостью и съездить на границу, чтобы своими глазами увидеть, как с 1 января там начал действовать режим беспошлинной торговли. Ведь накануне, в один из последних дней прошлого года, немалый общественный резонанс в Абхазии вызвало упоминание об этом грядущем событии первым вице-премьером правительства Шамилем Адзынба. Прозвучавшее с телеэкрана, оно вызвало активное обсуждение в интернет-сообществе; не обошлось, как водится, и без рассуждений скептиков: мол, для предпринимателей это, конечно, хорошо, но наша доходная статья бюджета, во многом формируемая за счет таможенных поступлений, понесет потери… Но уезжал я 1 января с границы, как говорится, несолоно хлебавши: сотрудники абхазского таможенного пункта сообщили, что пока никаких товаров ни в ту ни в другую сторону границы не перевозилось. Как, собственно, в новогодний праздник и следовало ожидать. И вообще, мол, со всеми вопросами лучше обращаться к таможенному начальству в Сухуме…

«Хотя Абхазия и не член Таможенного союза…»
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:32 0:00
Скачать

Через две недели, в ходе пресс-конференции премьер-министра Беслана Бутба прозвучал вопрос одного из журналистов, в котором он посетовал на то, что российские таможенники на посту Псоу, к которым обратились относительно действия нововведений, заявили, что к ним пока соответствующих инструкций не поступало. Это вызвало бурное возмущение со стороны ряда участников разговора. Хотя поди узнай, что там было на самом деле, к какому именно сотруднику обращались, и не отмахнулся ли просто он от вопроса…

Надо прямо сказать, что порой и наш брат-журналист (и сестра-журналистка) могут не прояснить, а, наоборот, запутать дело. Недавно коллега обратилась к этой теме, но завершающая ее публикацию фраза – о том, что отмена таможенных пошлин не относится к цитрусовым и другой сельхозпродукции, – меня, как и многих других, сбила с толку. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» – таков был смысл некоторых недоуменных комментариев интернет-пользователей. Ведь сельхозпродукция составляет сегодня львиную долю абхазского экспорта в Россию, и получается, что было много шуму почти из ничего.

И вот в ходе беседы с председателем ГТК Абхазии Дауром Кобахия и его заместителем Ушанги Квициния я выяснил: да, на сельхозпродукцию отмена таможенных пошлин с 1.01.2015 не распространяется, поскольку… взимание пошлин с нее было отменено соответствующими постановлениями правительств России и Абхазии еще весной 2012 г., то есть почти три года назад. Вот что сказал Ушанги Мерабович:

«Это соглашение было подписано в 12-м году. С того момента российская сторона не применяет на товары, происходящие с территории Абхазии, ввозные таможенные пошлины. А абхазская сторона не применяет с 1 января 2015 года. То есть те же цитрусовые ввозились в Россию и в прошлом году, и в позапрошлом без уплаты таможенных пошлин».

Сюда же относятся и абхазские вина, экспортируемые в Россию, и мимоза, очередной сезон вывоза которой сейчас близок. Щебень тоже ввозился беспошлинно. Впрочем, это вовсе не значит, как могло многим показаться, что теперь товары через границу можно провозить в обе стороны вообще бесплатно. Ушанги Квициния продолжает:

«Но акциз, НДС все равно выплачивается. Вот этот НДС всех и путает, потому что НДС – налог косвенный и…

– Ну, по сумме это больше, чем вот эти пошлины?

– Да, НДС по сумме больше. Ставка в России 18 процентов с суммы товара на НДС.

– А у нас?

– У нас НДС таможенными органами на данный момент не взимается. Взимается налоговиками уже внутри при реализации товара».

Мой собеседник уточнил, что ставка налога на добавленную стоимость в России дифференцированная, на лекарства – и вовсе ноль процентов, но на сельхозпродукцию, которая для нас наиболее важна, – именно 18 процентов, то есть почти пятая часть стоимости товара. По-прежнему взимаются также таможенный сбор, плата за акцизы. Все это, конечно, и так известно людям, которые профессионально занимаются в Абхазии экспортными и импортными операциями, но широкой общественности из-за недостатков в информировании – нет.

Как известно, добавил зампредседателя ГТК, Абхазия не является членом Таможенного союза из-за непризнанности ее Казахстаном и Белоруссией. Вот и понадобились двусторонние российско-абхазские соглашения в этой области, чтобы снизить таможенные барьеры между двумя странами до уровня, существующего в Таможенном союзе, и способствовать развитию торговых отношений. С первого января по восьмое февраля предприниматели, ввозившие товары из России в Абхазию (в основном это продукты питания), представили в таможенные органы 77 сертификатов о происхождении товаров на сумму 68 миллионов рублей.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG