Accessibility links

Когда на работе грозит опасность…


Свистом и криками митингующие выразили свое отношение к новой государственной программе мониторинга условий труда
Свистом и криками митингующие выразили свое отношение к новой государственной программе мониторинга условий труда

Акция протеста прошла сегодня у здания Министерства здравоохранения, труда и социальной защиты Грузии. Митингующие выразили протест против новой инициативы парламента – государственной программы мониторинга условий труда.

3 июня прошлого года на зестафонском заводе по обработке цветных металлов погиб рабочий Мамука Небиеридзе. Причина, по словам его вдовы Дали Махатадзе, – трудовая травма. Руководство завода изначально отказалось оказать семье погибшего материальную помощь, и дело дошло до суда, который должен был состояться сегодня. Однако, как выяснилось на заседании, от представителей предприятия поступило предложение перенести слушание на 2 марта. По словам вдовы рабочего, оппоненты предлагают ей мировую, однако в детали пока не вдаются. У Дали сейчас одна забота – сделать все возможное, чтобы две ее дочери, оставшиеся без отца, смогли закончить обучение в вузах. Одной ее зарплаты педагога с трудом хватает на жизнь, поэтому она требует от руководства завода выплаты компенсации в размере тех заработных плат, которые ее супруг должен был получить, если бы смог дожить до пенсии.

Когда на работе грозит опасность…
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:38 0:00
Скачать

«Моему супругу до пенсионного возраста оставалось 12 лет. Я просто хочу, чтобы нашей семье выплатили сумму, которую мой супруг должен был заработать за этот период. Моя зарплата педагога составляет 300 лари. Сотрудники, ввиду сложившегося положения, дали мне дополнительные часы, и сейчас я получаю 440 лари. Из-за того, что наша семья потеряла кормильца, мне уже пришлось перевести дочь из Тбилисского государственного университета в кутаисский. Я больше не смогла оплачивать ее обучение там – в общей сложности мне нужно было выплатить за учебу дочерей 4250 лари».

Трагический случай, который произошел с Мамукой Небиеридзе, отнюдь не единственный. Согласно статистике МВД, за девять месяцев 2014 года всего при исполнении служебных обязанностей погиб 41 человек, тяжело пострадал – 61.

Свистом и криками митингующие выразили свое отношение к новой государственной программе мониторинга условий труда. Один из участников акции – Леван Лорткипанидзе, представляющий студенческую организацию «Зеленый кулак», негодует: эта программа не предусматривает решения тех проблем, с которыми сталкиваются рабочие изо дня в день:

«Вместо того чтобы создать эффективный механизм для реальной защиты прав рабочих, правительство утверждает пилотную программу, в рамках которой будет осуществляться лишь контроль норм безопасности труда. Да и то только на тех предприятиях, которые сами выскажут желание. Кроме того, все замечания, которые появятся в результате мониторинга, будут носить рекомендационный характер. В министерстве говорят, что их цель – повышение уровня сознания. Нет, их целью должна быть защита людей, их здоровья и социально-экономических прав».

Никто не ожидал, что после длительной работы, занявшей более года, правительство в конечном счете представит именно такую модель для защиты прав трудящихся, говорит юрист Центра изучения и мониторинга прав человека Лина Гвинианидзе. По ее словам, правительство, утвердив эту программу, просто поставило общественность перед фактом. Юрист же считает, что эта тема должна была стать предметом широкого обсуждения, так как касается каждого трудоустроенного гражданина страны. Действительно, эффективным механизмом могло бы стать создание трудовой инспекции, говорит Гвинианидзе:

«Функции трудовой инспекции носят как превентивный, так и репрессивный характер. Предприятия часто нарушают закон, а что в таком случае говорить об исполнении рекомендаций? В это и должна вмешиваться трудовая инспекция. Санкции могут быть очень разными: это и штраф, и приостановление деятельности предприятия, и другие жесткие меры. Впрочем, наиболее успешные в этом вопросе страны используют эти меры лишь в крайних случаях, изначально же ограничиваются рекомендациями».

Решение об утверждении программы мониторинга условий труда правительство приняло 5 февраля. Она, как поясняют в министерстве, является этапом, предшествующим созданию трудовой инспекции. Впрочем, пока о конкретных сроках речи нет, а потому стоит полагать, что в свете приведенной выше статистики кто-то может так ее и не дождаться.

XS
SM
MD
LG