Accessibility links

Сохранить исчезающую деревню


Может, наконец началось воплощение в жизнь того, о чем говорили последние шесть лет: будущее Южной Осетии – в развитии сельского хозяйства и переработке сельхозпродукции
Может, наконец началось воплощение в жизнь того, о чем говорили последние шесть лет: будущее Южной Осетии – в развитии сельского хозяйства и переработке сельхозпродукции

На фоне роста цен на продукты питания в Южной Осетии не первый раз поднимают вопрос замещения импорта собственным производством. По мнению приверженцев идеи, это, с одной стороны, позволит обеспечить республику доступной продукцией, с другой – даст возможность самим зарабатывать на собственном рынке.

Обеспокоенность властей о случаях необоснованного роста цен на продукты питания, заявления местных экспертов о необходимости собственного производства и импортозамещения как способа оградить себя от спекулятивных цен в России и, наконец, назначение нового министра сельского хозяйства. Кто знает, может, все это логически как-то связано между собой? Может, наконец началось воплощение в жизнь того, о чем говорили последние шесть лет: будущее республики – в развитии сельского хозяйства и переработке сельхозпродукции. Если это и так, то реализация мечты, скорее всего, начнется не в этом году, говорит югоосетинский экономист Геннадий Кокоев. В бюджете на 2015 год не предусмотрено средств на развитие аграрного сектора, добавляет он:

«Передо мной программа социально-экономического развития республики на 2014-2017 годы. Судя по содержанию документа, на сельское хозяйство в этом году ничего не предусмотрено. На 2016-2017 годы в общей сложности предусмотрено 675 миллионов рублей. На заседаниях межправкомиссии шел разговор о том, что из этой суммы 200 миллионов должны быть выделены из бюджета республики. В планах создание племенного животноводства, под него будут выделены полторы тысячи гектаров земли и недостроенный животноводческий комплекс. Импортных молочных коров смешают с местными породами, чтобы довести их продуктивность до девяти-десяти тысяч литров молока в год. Предполагается также строительство молочного комбината, скорее всего, в Цхинвале».

Сохранить исчезающую деревню
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:37 0:00
Скачать

Наверное, никто и не собирается оспаривать необходимость улучшения качества пород. Но все же это дело довольно длительное – по сути, речь идет о селекции, на которую могут уйти десятилетия. Это скорее проект на перспективу, чем комплекс незамедлительных мер по развитию предпринимательства на селе как образа жизни, где хватает места всему – садоводству, виноградарству, животноводству и многому другому. Пусть не как источнику наполнения республиканского бюджета, но как возможности сохранить исчезающую деревню, или дать селянам заработать и обеспечить свои семьи, наполнить своей продукцией местный рынок. По мнению Геннадия Кокоева, это не просто создание или модернизация отрасли, а вопрос обустройства жизни, который потребует комплексного подхода.

По мнению российского экономиста Александра Караваева, результативность прилагаемых усилий во многом будет определяться гибкостью тех институтов, от которых прямо или косвенно зависит развитие отрасли:

«Это, в общем, вопрос грамотного менеджмента. Как правило, по административно-бюрократическим причинам средства опаздывают. Допустим, целевые средства на конкретные нужды сельского хозяйства не приходят в установленный срок к началу второго квартала. Значит, к моменту их поступления они должны быть перераспределены на те статьи, которые требуются в данный момент времени, и это не должно считаться нецелевым использованием средств. Из-за таких накладок обычно сельскохозяйственная деятельность в России сопряжена с дефицитом финансирования

– Наверное, должна быть возможность привлечения краткосрочных кредитов на время этих бюрократических проволочек. Встанет ли вопрос о банковском сервисе?

– Да, должна быть система взаимодействия тех банков, которые работают в Южной Осетии, с главным распределителем этих средств – Россельхозбанком. У него достаточно средств, чтобы в любое время профинансировать ту или иную работу в России, и Южная Осетия здесь не должна являться исключением».

По мнению Александра Караваева, все эти условия нужно обговаривать, нужна обратная связь, постоянно действующие мобильные коммуникации между фермером, правительством и банком. Наверное, можно было бы обратиться и к опыту НПО, даже задействовать в этом процессе неправительственный сектор – они умеют организовывать кооперацию.

В свое время общественники из Южной Осетии организовывали бизнес-центры на территории Северной Осетии, где обучали людей навыкам ведения собственного бизнеса. Александр Караваев говорит, что, может быть, это и к лучшему, что у республики есть пауза в целый год, чтобы подготовиться, создать какие-то институции, обговорить правила игры со всеми участниками процесса, наладить эту самую обратную связь.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG