Accessibility links

Жизнь в полете над сценой


Вопреки задуманному, устроить помпезный вечер в отреставрированном Театре оперы и балета имени Захария Палиашвили не получилось – ремонтные работы в нем пока не завершились
Вопреки задуманному, устроить помпезный вечер в отреставрированном Театре оперы и балета имени Захария Палиашвили не получилось – ремонтные работы в нем пока не завершились

Юбилей родоначальника грузинского балета Вахтанга Чабукиани отмечают сегодня в Тбилиси. Вопреки задуманному, устроить помпезный вечер в отреставрированном Театре оперы и балета имени Захария Палиашвили не получилось – ремонтные работы в нем пока не завершились. Впрочем, несмотря на это, в Тбилиси прошло несколько мероприятий в память о великом танцовщике, балетмейстере и педагоге.

Обычно тишину дома, в котором сохранились любимый радиоприемник Вахтанга Чабукиани, трость, с которой он был вынужден ходить последние годы, и уникальные сценические костюмы, мало что нарушает. Но сегодня в доме-музее непривычно оживленно. Маленькие балерины в пышных блестящих пачках ловко маневрируют между собравшимися гостями, перед которыми им предстоит выступить сегодня. Большинство гостей, шумно переговаривающихся перед началом вечера, – люди уже пожилые и все как на подбор с идеальной осанкой и мягкими, плавными движениями. Многие из них были учениками Вахтанга Чабукиани, коллегами, в судьбах некоторых он сыграл особую роль.

Жизнь в полете над сценой
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:48 0:00
Скачать

Председатель ассоциации педагогов-хореографов Грузии Наталия Дигмелашвили признается, что, будучи пятнадцатилетней девочкой, приняла решение бросить балет и даже успела перейти в математическую школу. Но Чабукиани, узнав об этом, в срочном порядке вызвал Наталию вместе с мамой и после долгой беседы убедил вернуться в балетный класс. Более того, подсказал балерине то направление, в котором ей следовало двигаться дальше. И не ошибся – Наталия действительно стала педагогом и занимается преподавательской деятельностью по сей день:

«Все говорили, что у него очень тяжелый характер, но он был очень добрый и очень любил детей. И, что было для меня очень важно, – он старался никогда не обидеть ребенка. В самом маленьком существе он мог увидеть то зерно, из которого потом вырастет нечто большое. Когда он проходил по школе, мы замирали, мы боялись дышать при нем. Но в то же время он не был строгим, он был очень добрый, ласковый, он мог войти в положение, поговорить с тобой. Это важно, сегодня не хватает нам всем этого».

Чабукиани был одинаково сильным танцовщиком, педагогом и балетмейстером. Это, говорит Наталия, беспрецедентное сочетание качеств и талантов. Его достижения перечислять можно очень долго. Чабукиани смог воплотить национальную историю в балете. Именно ему удалось создать образ мужчины на балетной сцене, до него, говорит Наталия, танцовщик был всего лишь вспомогательной платформой для балерины. Этакий «подъемный кран» без образа и характера. Наталия признается, что, пересматривая старые видеокадры Чабукиани, она приходит к выводу, что равных ему нет и сегодня, спустя много лет.

Не секрет, что большинство гениев расплачиваются за свой талант личными трагедиями. Чабукиани, к сожалению, исключением не стал. При странных обстоятельствах погибает его племянница – танцовщица Этери Чабукиани, и после этого жизнь Вахтанга меняется навсегда, рассказывает заместитель директора дома-музея Чабукиани – Гоча Николаишвили:

«После этого Вахтанг Чабукиани, которому на тот момент было 56 лет, перестает танцевать. А в 1973 году его, родоначальника грузинского балета, увольняют с поста художественного руководителя театра и директора хореографического училища. Его лишают доступа к тому, что он любил и создавал годами. Более того, его потом обвинили в причастности к пожару, который произошел в театре оперы и балета. Впоследствии обвинения сняли, вероятно, осознав, что они были просто кощунственны».

Вахтанг Чабукиани, несмотря ни на что, продолжал заниматься педагогической деятельностью. Он с трудом преодолевал длинные ступени, ведущие в балетный класс, опираясь на деревянную трость с узорами. Один из его учеников – Нодар Махатадзе рассказывает, что на уроках Чабукиани он не раз становился свидетелем маленьких чудес:

«Он не мог ходить. Ему было очень трудно. Я помню, он приходил с палкой, садился на свой стул, ноги скрещивал между собой. Но когда он объяснял урок, он вставал – исчезала его болезнь, и он даже крутился. Потом садился с болью в суставах и продолжал урок».

Вахтанг Чабукиани скончался в 1992 году в Тбилиси. Сегодня ему исполнилось бы 105 лет.

XS
SM
MD
LG