Accessibility links

Крестьян в Абхазии все меньше


До сих пор сохраняются плантации цитрусовых, которые формально принадлежат государству, а управляются частными собственниками, и государство их никак не контролирует
До сих пор сохраняются плантации цитрусовых, которые формально принадлежат государству, а управляются частными собственниками, и государство их никак не контролирует

Комиссия Общественной палаты по экономическому развитию, которую возглавляет доктор экономических наук Заур Шалашаа, инициировала обсуждение проблем развития сельского хозяйства Абхазии. Помимо членов Общественной палаты на обсуждении присутствовали министр сельского хозяйства и представители Центра стратегических исследований при президенте РА, которые занимаются разработкой концепции социально-экономического развития.

Разговор шел вокруг проблем села и перспектив его развития. Проблем намного больше, чем перспектив. В частности, мы, оказывается, за двадцать лет ни разу ни проводили инвентаризацию земель и не знаем, сколько ее у нас и какого она назначения. В республике нет земельного кадастра, и в условиях его отсутствия царит хаос на рынке недвижимости и аренды земли. Нет учета занятости сельских жителей, у них нет трудовых книжек, и возникают трудности с получением пособий и пенсий. Кредиты крестьянам недоступны, очаги культуры в селах практически отсутствуют.

Многие госхозы были переданы в частные руки, но государство не получило от этого ничего. Шалашаа считает, что необходимо разработать программу на ближайшие 2-3 года по выводу сельского хозяйства из нынешнего плачевного состояния и указать в ней конкретные мероприятия, сроки их исполнения и ответственных.

Крестьян в Абхазии все меньше
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:43 0:00
Скачать

Во время обсуждения прозвучали такие цифры: в 2000 году в Абхазии сельским хозяйством занималось 3500 человек, а в 2013-м – 275. Между Россией и Абхазией заключено около 80 межгосударственных договоров, но ни в одном региональном соглашении не предусмотрена поставка абхазской сельхозпродукции в Россию, хотя потребность в ней есть.

Хатуна Шат-Ипа, кандидат экономических наук и сотрудник Центра стратегических исследований проинформировала о том, что в Комплексном плане финансовой помощи Абхазии, который был принят в 2010 году, отдельной строкой была прописана разработка земельного кадастра. На это мероприятие было заложено 100 млн рублей. Освоено – 26 млн рублей, но работа далека от завершения. Специалисты ЦСИ проводили опрос глав сельских администраций во всех 105 селах Абхазии, они лучше всех владеют информацией о том, что происходит в селах. При разработке стратегии развития во главу угла будут поставлены интересы сельских жителей, они должны одобрить все, что будет планироваться.

Начальник Государственной гидрометеорологической службы Левард Барцыц добавил еще одну большую проблему в общую копилку: «Мы говорим о проблемах, которые внутри находятся. О какой территории мы сегодня говорим? Сегодня у нас есть географическая карта? Есть ли у нас карта Абхазии, где мы можем разложить наше стратегическое сырье, чтобы разработать ту или иную программу? Я сразу отвечу: «Нет такой карты!» Последняя карта была издана 20 лет тому назад. Карта обладает уникальной способностью быстро стареть. Сегодня мы ставим вопрос развития сельского хозяйства, а у нас есть границы сел? У нас есть региональная какая-то карта? Нет. Как можно разработать программу, стратегию, если мы не знаем, что у нас есть!»

Министр сельского хозяйства​ Рафаэль Отырба говорил о том, что сельское хозяйство хиреет на глазах. До войны в Абхазии собирали цитрусовые с 6000 гектаров, а сегодня – с 1200. Такие культуры, как чай и табак, практически погибли, хотя, несмотря на мизерное финансирование, продолжает функционировать табачная опытная станция. Ее сотрудники сохраняют посевной материал известного абхазского табака марки «Самсун». Этими семенами можно засеять около 1000 гектаров земли. В Гулрыпшском районе в рамках государственной программы закладки садов посадили виноград на площади 100 гектаров. Но никто не учел, что ни один район в Абхазии за счет своего бюджета не в состоянии такие плантации содержать.

Министр считает, что людям не надо выдавать большие кредиты для ведения совместного хозяйства, как того требует президент. Подобная практика привела к тому, что кредиты разобрали, но ничего не сделали и не возвращают их.

Он привержен иной тактики: «На бюджетные средства нами разработаны мини-проекты, которые охватывают все отрасли сельского хозяйства: растениеводство, животноводство, пчеловодство, рыбоводство и так далее. Мы охватим около 150 семей. Речь идет о выделении на возвратной основе кредитов, размером около 200 тысяч рублей без процентов на три года. Я не сторонник того, чтобы ипэшникам и коммерческим организациям отпускались деньги».

С интересными предложениями выступил Сейран Эчмелян, агроном, житель села Гумиста и член Общественной палаты. Он считает, что необходимо в самое короткое время определить юридический статус крестьянина. Дать крестьянам возможность на базе семьи создавать фермерские хозяйства с правовым статусом юридического лица. Создать институт фермерства и уйти от государственной формы собственности в селах. До сих пор сохраняются плантации цитрусовых, которые формально принадлежат государству, а управляются частными собственниками, и государство их никак не контролирует. Их надо передать в частные руки. Если крестьянин владеет плантацией с конкретным количеством цитрусовых деревьев, это даст ему гарантированный доход. Завтра он может прийти в банк и взять под этот залог кредит. Не имея собственности, владея только своим приусадебным участком, на что крестьянин может рассчитывать? Давно назрела необходимость создать в стране сельскохозяйственный банк. У него должна быть своя специфика работы, другие ставки, «длинные кредиты» и так далее.

Если государство ставит на серьезный уровень проблему развития села, оно должно предусмотреть и льготный режим налогообложения. В Абхазии немало старых и сильно разреженных плантаций. Сегодня никто не занимается их возобновлением. Если владелец плантации обновляет ее саженцами, его надо освободить от уплаты налога, так как цитрусовые деревья начинают плодоносить только на восьмом году жизни. Государство должно сделать все возможное, чтобы оградить сельского жителя от чиновника. Если крестьянин приходит в банк и берет кредит, он берет на себя всю ответственность, если кредит не вернется вовремя, банк может отнять имущество, скажем, плантацию. В каждом районе достаточно создать одно муниципальное унитарное предприятие, которое будет оказывать сельчанам услуги: продавать удобрения и средства защиты, семенной материал, обеспечивать техникой и агрономическим сопровождением.

По итогам обсуждения Общественная палата подготовит свои предложения для правительства.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG