В течение минувшей недели в Абхазии произошла смена главы правительства. Напомню, что в понедельник, перед отъездом с официальным визитом в Адыгею президент Рауль Хаджимба подписал указ об освобождении с поста премьер-министра Беслана Бутба, а по возвращении, вечером в пятницу, назначил на эту должность депутата парламента Артура Миквабия и успел представить его кабмину.
Наблюдатели все последние дни оживленно комментируют эту «смену караула». Прежде всего, проводя параллели между «ушедшим» и «пришедшим», отмечают, что оба – известные предприниматели, создававшие свой бизнес в основном в Москве, оба пришли в абхазскую политику, вернувшись из российской столицы примерно в одно и то же время: Беслан Тикович, став в 2002-м парламентарием, а Артур Артемович – возглавив в марте 2004-го созданное группой абхазских «политических тяжеловесов» общественно-политическое движение «Единая Абхазия». При этом Миквабия старше Бутба на десять с половиной лет, 2 мая этого года ему исполнится 66 лет. (Обычно более молодой чиновник сменяет старшего, но в данном случае получилось наоборот.) Кстати, когда три года назад приступал к работе нынешний, пятый созыв абхазского парламента, Артур Артемович открывал первое его пленарное заседание как старейший депутат.
Разница между ними еще и в том, что Миквабия всегда входил в одну из политических команд, иногда дрейфуя из одной в другую, Бутба же создавал за счет собственного капитала свою команду, вступая уже затем в союз с теми или иными политическими силами.
А теперь остановимся на биографии и личности нового премьера.
Он принадлежит к тому поколению абхазских политиков, которые в молодости прошли школу комсомольско-партийного руководства. Правда, в отличие от подавляющего большинства в этой когорте, Артур «пропустил» тут комсомольское звено. Любопытно, что из одного только его класса в сухумской 10-й средней школе вышло два первых секретаря Абхазского обкома комсомола, которые затем работали первыми секретарями Ткуарчальского горкома и Очамчырского райкома партии, – Давид Пилия и Сергей Багапш. А на президентских выборах в Абхазии в январе 2005 года единственным соперником Багапша, избирательный штаб которого возглавлял Артур Миквабия, оказался другой их бывший одноклассник, председатель Народной партии Абхазии Якуб Лакоба.
Конечно, последняя коллизия стала тогда для журналистов находкой, которой было бы просто грешно не воспользоваться. И десять лет назад, в марте 2005-го, в «Эхо Абхазии» появилась большая, на полосу, статья журналистки Ирины Кожатовой «Когда деревья были большими», в которой она на основе бесед с однокашниками этих политиков и их первой учительницей Нелли Владимировной Маргания рассказала, какими они были в детстве. Публикацию сопровождал их коллективный снимок в четвертом классе. Немало внимания в публикации было уделено в том числе и Артуру. Он с детства страстно увлекался футболом и неслучайно впоследствии стал нападающим команды мастеров сухумского «Динамо». Вот также такой забавный эпизод из той публикации. «В старших классах, – вспоминали одноклассницы, – Артур Миквабия стал очень красивым юношей и пользовался большим успехом у девочек из других классов, некоторые влюблялись надолго, а кое-кто и на всю жизнь. Его сравнивали с французским актером Алленом Делоном». «На первом этаже у нас была раздевалка, и влюбленные в Артура девочки из других классов клали в карманы его пальто шоколадки, – добавила еще одна. – После второго урока он посылал меня в раздевалку забрать эти шоколадки. А потом мы съедали их на перемене. Мы примерно знали, кто кладет эти шоколадки». С детства за ним закрепилось второе имя – «Заур». Некоторые объясняли это тем, что Артур картавил, а в имени Заур только один звук «р», а не два.
Окончив сухумскую 10-ю среднюю школу, Артур начал свою трудовую биографию на Сухумском мельзаводе и прошел там путь от рабочего до начальника элеватора. В 1978 году окончил Всесоюзный институт пищевой промышленности по специальности «инженер-технолог хранения и переработки зерна». С 1977 года находился на партийной работе: инструктором Сухумского райкома партии, заместителем заведующего экономическим отделом Абхазского обкома партии. В 1988-1991 годах работал вторым секретарем Сухумского горкома партии. В 1991-1992 годах занимался предпринимательской деятельностью. Был президентом холдинговой компании, в состав которой входили банк, торговый дом, страховое общество, инвестиционное управление и т. д.
Участвовал в национально-освободительном движении абхазского народа, а во время грузино-абхазской войны, находясь в Москве, активно помогал Абхазии экономически. В 1992-1996 годах он – генеральный директор компании «МикАрт» (Москва). В 1996-2001 годах – в нефтяной компании «ЮКОС», а затем в других коммерческих компаниях в Москве. Кстати, в «ЮКОСе» он работал не только с Михаилом Ходорковским, который стал впоследствии одним из самых известных российских оппозиционеров, но и с Владиславом Сурковым – одним из российских госчиновников, особо приближенных к президенту Путину. (После назначения 20.03.2015 Миквабия премьером Абхазии в интернет-разговорах и просто разговорах дружно стали высказывать предположения, что без фактора старой дружбы с Владиславом Юрьевичем тут не обошлось.)
В 2005-м, после прихода к власти Багапша Миквабия стал его советником по экономическим вопросам, а спустя время – председателем нового в Абхазии комитета по реформам и структурным преобразованиям, причем эта должность была приравнена в указе президента к должности первого вице-премьера правительства. Но вскоре отношения однокашников разладились, и в июле 2007 года Артур Артемович неожиданно для абхазской политэлиты добровольно ушел в отставку. Кстати, еще одна параллель с политической биографией Беслана Бутба – они из очень немногих в постсоветской Абхазии уходили с высоких постов по собственной инициативе. Думаю также, что Бутба давно привык самостоятельно принимать решения и распоряжаться, в частности, своим временем, а не выслушивать странную критику в СМИ и блогосфере, почему он в начале нынешнего января (когда в Абхазии были выходные!) «бросил республику» и поехал с рабочим визитом в Иорданию…
Артур Миквабия в июле 2007 года не стал давать никаких интервью о мотивах ухода, ссылаясь на «этические соображения». Но кое-какие версии в прессу все же просочились. Так, в статье «Почему ушел с госслужбы однокашник и соратник президента Абхазии Артур Миквабия?» в газете «Эхо Абхазии» я излагал, в частности, такую: работая без обещанного ему аппарата сотрудников, Артур Артемович представил тем не менее президенту несколько докладных записок, в которых предлагал, например, сократить количество министерств вдвое, упразднить некоторые должности с приставкой «вице». Но эта история стара, как вся история поствоенной Абхазии: в очередной раз тогда реформаторская «лодка» разбилась о реалии жизни, в которых увольнять из госструктур приходится чью-то дочь, чьего-то племянника…
Вскоре после ухода Артура Артемовича с госслужбы он опять же в полном соответствии с житейскими реалиями «сдал дела» и в правящем ОПД «Единая Абхазия». Новым лидером ОПД, которое вскоре было преобразовано в партию, стал Даур Тарба. Артур Артемович сидел в зале, где проходил пафосный съезд, посвященный этому событию, в роли уже потенциального оппозиционера, но выступать не стал. И вряд ли в тот момент кому-то в голову могло прийти, что через несколько лет и партия «ЕА» вслед за своим первым председателем трансформируется из проправительственной в оппозиционную, что будет оформлено на ее съезде в июне 2013 года.
В партию Миквабия уже не вернулся. Но его излюбленным делом осталось выступать перед большими аудиториями с докладами о положении в стране, прежде всего экономическом, и с концепциями социально-экономического развития. В последний раз он представил такую концепцию в пресс-клубе АРСМИРА осенью прошлого года, что некоторые наблюдатели восприняли как некое его личное противостояние уже назначенному тогда премьеру Бутба. А чуть раньше, прошлым летом, он возглавил избирательный штаб кандидата в президенты Рауля Хаджимба, которому за десять лет до этого противостоял. Такова жизнь; все течет, все изменяется...
После отставки Бутба в обществе выдвигались самые разные, в том числе весьма неожиданные предположения о будущем премьере, вплоть до призвания из Москвы Нодара Хашба, который уже пребывал в этой должности в смутно-тревожное время второй половины 2004 года. И в целом назначение Миквабия встречено позитивно: «В экономике не новичок, управленческого опыта тоже не занимать. И главное – могло быть гораздо хуже».
И еще. Теперь продолжится череда выборов на освободившееся место в парламенте, начатая в прошлом июне. Если не ошибаюсь, это будут уже пятые выборы в законодательный орган за девять месяцев. И некоторые уже задумались: не пойдет ли на них кандидатом главная соперница Миквабия на парламентских выборах 2012 года Ирина Агрба – историк, бывший вице-спикер парламента, ныне оппозиционер, живущая в этом сухумском округе?
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия