Accessibility links

Абхазо-гагаузские параллели


Виталий Шария
Виталий Шария

Вчера в новостных лентах СМИ привлекла внимание информация из Молдавии. Там бурные комментарии вызвало избрание в минувшее воскресенье башканом (главой) автономно-территориального образования Гагаузии Ирины Влах. Судя по фото, – симпатичной блондинки средних лет. А судя по ее характеристикам со стороны молдавских политиков, – пророссийской деятельницы. Кишиневский мэр Киртоаке заявил: «Второй раз за последние месяцы четко видно, что в выборах в стране участвует не только Молдавия, но и Россия, а точнее – Кремль». В этой связи он обратился с призывом к сотрудникам мэрии «организовать и провести мероприятия, приуроченные к 97-летию объединения Бессарабии и Румынии 27 марта». По его словам, «так же, как земля ждет солнца, чтобы согреться и позволить взойти урожаю, так и народ ждет настоящего национального движения, которое направило бы народ на путь истинный и исправило бы несправедливость 1812 года».

Абхазо-гагаузские параллели
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:13 0:00
Скачать

Упомянутая дата связана не с походом Наполеона на Россию, а с тем, что в тот год в результате победы над Османской империей к Российской отошла Бессарабия. И если исходить из того, что молдавский язык – это тот же румынский, вхождение Молдавии в Румынию в 1918-1945 годах выглядит и логичней, и справедливей, чем вхождение ее до этого в состав Российской империи, а позже – в состав СССР. Вполне естественно стремление к объединению двух разделенных частей одного народа, но в данном случае все не так просто. После обретения Молдавией независимости прошло более 23 лет, и, в принципе, если бы даже не все румыны и молдаване, а их подавляющее большинство считало себя единым народом, то что помешало им объединиться? Думаю, дело тут вовсе не в отделившемся Приднестровье, а в том, что и в «ядерной» Молдавии, судя по всему, вовсе нет единства по этому вопросу, даже до референдума дело ни разу не дошло.

Но это в любом случае дело молдаван. Так же, как дело гагаузов – самим решать свою судьбу, выбирать оптимальную форму государственности.

Первый и последний пока раз в своей жизни я видел гагауза почти четверть века назад, 22 сентября 1990 года в Москве, где тогда состоялся первый и последний съезд представителей автономных образований и народов Союза, не имеющих государственности. Лидеры Народного форума Абхазии сделали тогда очень много по организации и проведению этого съезда, проблемы и тревоги делегатов которого были во многом схожи, хотя в то же время и у каждого свои. Гагаузы, тюркоязычный народ православного вероисповедания, живущий на юге Молдавии, относились к народам, не имевшим государственности. Слышал, что с Кишиневом у них проблемы во взаимоотношениях, как и у приднестровцев. И запомнилось, как гагаузский делегат, чернявый мужчина плотного телосложения, сказал с трибуны съезда: «А какой-нибудь народ может предъявить ордер от Господа Бога, что это его земля?»

Смысл его фразы был вполне понятен. Этногенез гагаузов до конца неясен, одни ученые склоняются к тому, что их предками были болгары, другие – греки, третьи – кипчаки, но никто не оспаривает того факта, что на нынешние свои земли они переселились в конце XVIII – начале XIX веков с Балканского полуострова. И, видно, когда они в конце XX века заявляли о своих правах, их постоянно попрекали тем, что они здесь пришлые. Хотя по большому счету предки всех или почти всех народов, живущих ныне на Земле, когда-то откуда-то пришли – только кто-то раньше, а кто-то позже.

Абхазы, как известно, наоборот, всегда подчеркивали свою аборигенность в восточном Причерноморье, хотя грузинские историки и политики противопоставляли этому концепцию так называемой двуаборигенности, а то и вовсе заявляли о появлении здесь абхазов всего три-четыре века назад. Но хорошо известно, что у абхазов и раньше была государственность.

Словом, много есть исторических предпосылок у того, что Абхазия – ныне частично признанное государство и упоминаема во многих сообщениях мировых СМИ, в то время как об автономно-территориальном образовании (АТО) Гагаузия мало кто слышал даже на постсоветском пространстве. Между тем гагаузов в Гагаузии проживает 127 тысяч (примерно 80 процентов населения АТО), что больше числа абхазов в Абхазии даже согласно данным последней переписи 2011 года, в которых многие сомневаются.

Я желаю гагаузам и молдаванам жить в мире и дружбе, находить пути взаимопонимания. Но для этого, уверен, надо отказаться от мышления, основанного на вечном поиске «агентов Кремля», превратных представлений, что кто-то издалека дергает за ниточки, а без этого была бы тишь и гладь в межэтнических отношениях. Исторически сложилось так, что в Гагаузии, как и в Абхазии, языком межнационального общения, вторым родным языком для титульных народов стал русский. Это не хорошо и не плохо, это данность. И не надо выходить из-за этого из себя, а надо учитывать эту данность для более полного понимания ситуации в регионе.

И, поверьте, «земля ждет солнца» в представлениях и чаяниях всех народов: и молдаван, и грузин, и абхазов, и гагаузов…

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG