Accessibility links

«И чего я в себя такой влюбленный?»


Виталий Шария
Виталий Шария

Недавно в абхазской прессе встретилась занявшая целую газетную полосу статья «Об абхазском мессианстве». Автор ее, оттолкнувшись от известной притчи или легенды о том, как и почему абхазам достался такой райский уголок Земли, решил порассуждать на тему, являются ли абхазы богоизбранным народом или по крайней мере считают ли себя богоизбранным народом… (Последнее предположение я сформулировал бы несколько иначе, грубее – присущ ли им «национальный эгоцентризм».)

Не буду останавливаться на выводах автора газетной статьи. У меня в данном случае вызвало недоумение другое: он, судя по всему, и не подозревает, что в основе изложенной им легенды – так называемый бродячий сюжет, который встречается в фольклоре многих народов. В абхазском варианте, который он описал подробнейшим образом со своими не лишенными остроумия комментариями, абхаз опоздал к раздаче земель народам мира, потому что принимал гостя, и вот за это Бог решил вознаградить его землицей, припасенной для себя самого. А в болгарской версии, которую я впервые услышал еще в детстве по радио, когда даже читать не умел, «болгарин пил вино». В грузинской – «грузин кутил». Впрочем, существуют разные интерпретации в текстах, которые я встретил в интернете, набрав в поисковике для самопроверки четыре слова: «Когда Бог раздавал земли…» Например, болгарин опоздал, потому что трудился в поте лица своего в поле …

«И чего я в себя такой влюбленный?»
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:53 0:00
Скачать

Конечно, подавляющее большинство людей вокруг меня, знаю, искренне верят, что легенда о раздаче Богом земель существует только в одном экземпляре и имеет отношение исключительно к абхазам. Но не думал, что в их число входит и автор этой газетной статьи, которого давно знаю.

Меня заинтересовало, где, в каких краях встречается еще эта легенда. Один приятель, когда у нас зашел об этом разговор, предположил, что, наверное, у многих народов, живущих в благодатных, курортных краях. Но все оказалось не так просто. Во всяком случае, когда закончился мой эксперимент – просмотрел в «Яндексе» десять страниц различных текстов, где встречались слова «Когда Бог раздавал земли…», выяснилось следующее. Чаще всего легенда эта встречалась в текстах, как мне и представлялось ранее, об абхазах, болгарах и грузинах. А еще – о семи народах. О некоторых – весьма для меня неожиданно. Например, киргиз опоздал к раздаче земель, потому что «проспал, немного ленивый». Словенец – потому что слишком скромный оказался и не хотел стоять в очереди. У армянина причина была банальная – пил (по-видимому, вино, во всяком случае, уточнения, что коньяк, не было). Причем в одном из встреченных текстов речь идет о том, что Бог наградил-таки армян красивой землей, а в другом – что не смягчился и поселил их в каменистой суровой местности. В принципе, об Армении можно сказать и одно, и другое. Да и Норвегию не отнесешь к курортным и чересчур благодатным краям, хотя красотами и она не обделена. Но там, рассказывают норвежцы, была другая история: тролли подсыпали Богу какого-то порошка, он расслабился и отдал землю, где собраны самые большие красоты. С Черногорией же вышло так: над ней из образовавшейся прорехи в мешке Бога выпало все красивое – и море, и горы, и леса… Не помню уже, чем так «умаслили» Бога грек, молдаванин и украинец, но им тоже достались лакомые куски земли (одни только украинские черноземы чего стоят!)

Вполне возможно, что есть и немало других народов, у которых данная легенда в ходу. В то же время понятно, что существуют края, где для ее возникновения нет никакой почвы, будь то выжженные солнцем пустыни Сахара или Калахари, вздыбленный Тибет или заснеженные просторы Чукотки. Но стоп… Мы же говорим, отталкиваясь от легенды про раздачу земель, о другом – о национальном эгоцентризме. Так вот, самоназвание чукчей, если кто не знает, – «люди» или «настоящие люди». То есть, как ни крути, а чукчи, поселившиеся на своих землях три-четыре тысячелетия назад, сталкиваясь с представителями соседних народов, подразумевали, что те все-таки не совсем «настоящие люди». А разве не тот же наивный национальный эгоцентризм проявился у славянских народов, в языках которых закрепилось название народа «немцы», то есть «немые», не умеющие разговаривать так, чтобы было понятно?

Ну, хорошо, кругозор человека тех давних времен, когда формировалось большинство современных этносов, не сравним, конечно, с нынешним. Но, как видим, и сегодня многим не хватает не только эрудиции, но и элементарной широты мышления, чтобы сообразить: пресловутая легенда о раздаче народам земель вполне может встретиться и совсем в других краях. При этом представление о национальной исключительности выражается отнюдь не только в так называемой национальной кичливости, но и порой, наоборот, в национальном самоуничижении, самобичевании. Мне не раз приходилось выслушивать исповеди сухумских знакомых, на что-то и на кого-то сильно обиженных, которые начинали рассуждать, скажем, о зависти как о характерной абхазской черте. Всегда спрашиваю таких: а вам не приходило в голову, что, может, сейчас какой-то другой человек, который так же в основном сталкивается с представителями своего этноса, жалуется на соотечественников - армян, азербайджанцев, кабардинцев, поляков?..

Но чаще, конечно, люди с подобным упрощенным и уплощенным мышлением любят рассуждать о достоинствах своего этноса. Недавно попался на глаза вышедший несколько месяцев назад номер одной региональной абхазской газеты с публикацией под характерным заголовком «Мы отличаемся от других народов». Автор построила ее на основе беседы с абхазским студентом, обучающимся в Москве, мысли которого показались ей весьма глубокими, заслуживающими общественного внимания. В основном это банальнейшие прописные истины, но среди них мое внимание привлек, к примеру, такой абзац: «Мы, абхазы, очень доброжелательный народ, народ, который в свое время пережил очень тяжелый период в своей истории». Ну, вообще-то, таких периодов был не один, а гораздо больше, но можно ли найти народ, представители которого не говорят о таких же периодах своей истории? (Почему-то на всех нападали алчные соседи, покушались на их землю, а они только мужественно оборонялись.) Мне тут же вспомнились плачи отдельных русских авторов про Россию-матушку, которая всем хочет добра, всех кормит-поит, а ее в ответ большинство поносит. А еще – один грузинский писатель, который четверть века назад постоянно выступал в тбилисской газете «Свободная Грузия» с рассуждениями о том, что «мы, грузины, могучи и отважны, великодушны и толерантны». И про киплинговское «бремя белого человека» уместно будет вспомнить.

Но доконал меня другой абзац из статьи «Мы отличаемся от других народов»: «Наша молодежь не такая, как все, мы не как обычные европейские беззаботные подростки, мы все заняты каким-то полезным для себя делом». Да уж… Представляю, сколько язвительных комментариев вызвал бы этот тезис, встреться он на каком-нибудь абхазском интернет-форуме, где обычно склонны, наоборот, к самобичеванию, что, в общем-то, полезнее для общественного здоровья! Типа того, что «сам себя не похвалишь – кто похвалит?»; «безусловно, «корточники» (бездельники, которые ведут беседы на улицах, сидя на корточках) – это типичная картинка из жизни немецких и английских подростков»…

«И чего я в тебя такой влюбленный?» – приставал ко всем Попандопуло в популярной советской кинокомедии «Свадьба в Малиновке». «И чего вы в себя такие влюбленные?» – так и хочется задать мне вопрос людям с подобным мышлением.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG