Accessibility links

Спасибо деду Мелитону за победу – 2


Мелитону Кантария в этом году исполнилось бы 95 лет. Сыновья ушли из жизни вслед за отцом. Дочь Циала с семьей живет в Греции, а внук Мераб – в Москве и каждое лето приезжает с сыновьями в Абхазию
Мелитону Кантария в этом году исполнилось бы 95 лет. Сыновья ушли из жизни вслед за отцом. Дочь Циала с семьей живет в Греции, а внук Мераб – в Москве и каждое лето приезжает с сыновьями в Абхазию

После того как в канун Дня Победы 9 мая в эфире «Эхо Кавказа» прозвучала моя публикация «Спасибо деду Мелитону за победу», мне позвонили несколько сухумских знакомых. Все они выражали благодарность за то, что спустя столько лет после смерти Мелитона Кантария, Героя Советского Союза, водрузившего в 45-м с боевыми товарищами знамя Победы над поверженным рейхстагом, появился такой подробный рассказ про него и его семью. А двое позвонивших, как оказалось, хорошо знали сыновей Мелитона – Резо и Шоту, женатых на абхазках по фамилиям Гварамия и Адлейба.

Так, педагог и активный внештатный автор абхазских газет Ладико Константинович Адлейба сообщил, что недавно ушедший из жизни Шота Мелитонович был женат на его однокласснице и однофамилице по имени Лимо из очамчырского села Отап. А известный абхазский бизнесмен в агропромышленном секторе, работавший в начале нулевых годов министром сельского хозяйства республики, Джемал Эшба рассказал в телефонном разговоре, что является крестным отцом внука Мелитона Мераба, живущего в Москве, а Шота Мелитонович был в свое время награжден медалью Министерства обороны Абхазии…

Спасибо деду Мелитону за победу – 2
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:47 0:00
Скачать

Напомню, что в упомянутой публикации про Мелитона Кантария я привел как личные воспоминания о нем, так и факты, почерпнутые из интернет-публикаций. Но в них было немало нестыковок; так, в эссе абхазского писателя Даура Зантария о нем было сказано, что он родом из Агу-Бедии, в официальной же биографии героя местом его рождения значилось Джвари Цаленджихского района. И вот что я узнал сегодня, встретившись с Джемалом Эшба – соседом семьи Кантария по селу Агу-Бедия…

По словам Джемала, Мелитон приехал в это село из Джвари, когда ему было лет семнадцать, то есть в конце тридцатых годов прошлого века. Женился на местной девушке, воспитанной в семье Язбея Ачба. Ее фамилия Джалагония, имя – Варваре. У них родились трое детей:

«Старший сын Резо, второй – Шота, третья – Циала. Все они родились в Агу-Бедии… Пришел, остался. То есть мы в селе никого из его братьев, других родственников с той стороны не знали».

Из Агу-Бедии Мелитон был призван в Красную армию, в которой прошел боевой путь до Берлина. После Великой Отечественной войны он перебрался в Очамчыру, а затем, в 69-м, – в Сухум, где ему вскоре дали трехкомнатную квартиру по нынешней улице Аидгылара. Но там он жил со второй женой, русской, от которой у него не было детей. Обе его жены умерли почти одновременно в середине восьмидесятых. Джемал Эшба рассказывает:

«Потом вот этот очамчырский дом они передали Резо. Мелитон по улице Фрунзе получил квартиру. До сегодняшнего дня она принадлежит этой семье, там живут адлейбовцы, родственники жены Шоты. Дом профсоюзов знаешь? Вот там, во дворе, второй этаж, трехкомнатная квартира».

Сама же Лимо Адлейба, невестка Мелитона, сейчас живет в их доме в Агу-Бедии. Джемал Эшба так рассказывает об истории ее дома в этом селе:

«Они жили под монастырем в Агу-Бедии. После Великой Отечественной, когда Мелитон стал героем, у нас, у моего деда, взяли хороший участок земли и отвели ему. Дом там маленький построили. И вот они настолько порядочно вели себя, что, допустим, если надо дерево срубить где-то там, постоянно согласовывали. Хотя, казалось бы, кому она нужна была – ольха какая-то…И потом уже Шота построил капитальный большой дом. Когда война началась, абхазская часть пришла сюда. В нашем доме штаб разместили. А там – ну, огромный дом стоял, бетонный, – столовую. Шота там находился, соответственно, с моим отцом, другими. Наравне с другими занимался тем, что снабжал…И он ранение в ногу получил, когда мамалыгу нес. И мой отец получил ранение осколочное… что-то там упало. Потом, после войны, Шота тоже находился там. И когда в Агу-Бедии мы делали молебен в честь абхазского оружия, в числе тридцати награжденных был он награжден медалью «За содействие миру» Министерства обороны. В присутствии почти двух тысяч человек, министром обороны Мирабом Кишмария».

Мелитону Кантария в этом году исполнилось бы 95 лет. Сыновья ушли из жизни вслед за отцом. Дочь Циала с семьей живет в Греции. А внук Мераб, рассказывает Джемал Эшба, живет в Москве и каждое лето приезжает с сыновьями в Абхазию.

Что касается некоего «внука Ираклия», который живет в Тбилиси и заставлял российских байкеров накануне 9 мая срезать с их мотоциклов георгиевские ленточки, то родные Мелитона ничего про такого не знают. Скорее всего, действительно, как сказал в интервью московской прессе правнук Мелитона Ираклий, это какой-то самозванец. То есть фамилия-то у него и впрямь Кантария. (Весьма распространенная, у меня был такой одноклассник по 7-й сухумской школе.) И вот он или журналисты не удержались, чтобы ради красного словца не присочинить. Бывает… Но нет худа без добра: не объявись этот «внук», не возник бы нынче у СМИ такой интерес к этому знаменитому человеку и его потомкам.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG