Accessibility links

Проблема остается нерешенной


По мнению экспертов, можно и совместно с грузинами эксплуатировать Тирипонский канал, и подумать над собственным, автономным от южных соседей проектом
По мнению экспертов, можно и совместно с грузинами эксплуатировать Тирипонский канал, и подумать над собственным, автономным от южных соседей проектом

Югоосетинская сторона на встречах в формате МПРИ не раз заявляла о необходимости восстановления Тирипонского канала для обеспечения оросительной водой жителей цинагарской зоны. Там из-за дефицита воды гибли посевы, страдал домашний скот. Этот вопрос поднимался и в 2013 году, уже в бытность президентом Леонида Тибилова.

Наконец, когда 29 мая воду дали, замглавы Ленингорского района Александр Бараташвили заявил о том, что грузины пытаются затопить район:

«Хлынувшая вода затопила первые этажи домовладений в селе Цинагар, пострадало и село Гдулет. В настоящее время поток воды перенаправлен в безопасное русло, но вода по оросительному каналу по-прежнему поступает. Проблема остается нерешенной», – сказал Бараташвили.

Начальник водоканала Мцхетского района Гела Зозиашвили считает заявление Александра Бараташвили о намерениях грузинской стороны затопить Цинагар несусветной чепухой:

«Не надо на дилетантском уровне делать подобные заявления. Это неправда и в корне неправильный подход. На деле ситуация следующая: на грузинской стороне каналы вычищенные, отремонтированные. Нами проведена полная реабилитация сооружения. А на участках канала, которые контролирует осетинская сторона, русло заужено, заилено, в нем даже деревья растут. Поэтому, когда вода доходит до Цинагари, она, естественно, выливается за пределы русла канала».

Проблема остается нерешенной
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:53 0:00
Скачать

Тирипонский канал петляет между Грузией и Южной Осетией и около десяти раз пересекает границу. Водозабор канала раньше находился под старым мостом в Цхинвале, но после того, как югоосетинские власти перекрыли его, грузины построили свой в селении Никози и уже оттуда начали подачу воды. Правда, в отличие от Цхинвальского водозабора, куда вода поступала самотеком, в Никози приходится качать воду насосными станциями. Соответственно, это значительно увеличивает расходы на воду, поэтому канал наполняют, исходя из нужд, и расходуют рачительно. Пропускная способность канала 9-10 кубометров в секунду. Сейчас, говорит Гела Зозиашвили, пока не наступила засушливая пора, воду качают из расчета 300-400 литров в секунду. Правда, отмечает он, в районе прошли ливни, за счет которых объем воды увеличился. Но даже с учетом осадков поток воды в канале на порядок меньше проектного. Как оказалось, осетинская часть канала неспособна пропустить и этот минимум, говорит Гела Зозиашвили:

«Вопрос стоит так: либо нам дают возможность беспрепятственно прочистить цинагарский участок канала, там буквально 2-2,5 километра, либо пусть они сами его почистят. И пусть пользуются на благо, никаких проблем. Поступает вода, эта порция для них и для тех грузинских сел, которые там дальше. Тут никакой политики нет – это чисто гуманитарный проект, который надо доводить до конца».

Руководитель общественного движения «Твой выбор – Осетия», в прошлом глава Ленингорского района Алан Джусоев говорит, что в районе нет специальной службы, которая бы следила за состоянием оросительных систем. Эти заботы возложены на местное ЖКХ. После перехода района под юрисдикцию Южной Осетии обнаружилось, что засорены три обводных канала в поселке Ленингор, предназначенных для отвода возможных селевых потоков. Каналы расчищали коммунальщики. И ничего – справились. В принципе, считает Джусоев, эти два километра цинагарского участка канала в течение месяца могут расчистить два экскаватора – было бы желание. Другое дело, говорит Алан Джусоев, что осетинской стороне нужно определиться, участвовать ли вместе с грузинами в этом совместном оросительном проекте. Если «да», тогда, наверное, стоит подумать об открытии водозабора в Цхинвале. Если «нет», нужно подумать об альтернативном способе орошения засушливых земель:

«Думаю, все эти передряги с транзитом воды, открытием и закрытием шлюзов на грузинской стороне периодически будут возникать из-за того, что у нас нет отношений с Грузией. Наверное, нам стоит подумать о том, чтобы создать локальную систему орошения. В цинагарской зоне достаточно земли, чтобы обеспечить окупаемость проекта. Надо продумать, просчитать, какие источники воды у нас имеются, как их можно подвести туда, можно ли использовать уже существующие каналы. Судя по всему, этим никто не занимается, но все это можно сделать, надо просто над этим работать».

В принципе, считает Алан Джусоев, одна идея не противоречит другой. Можно и совместно с грузинами эксплуатировать Тирипонский канал, и подумать над собственным, автономным от южных соседей проектом.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG