Accessibility links

«Моральные авторитеты» в контексте пропагандистской войны


Виталий Шария
Виталий Шария

Известные люди, особенно правозащитники, всегда привлекают внимание своими высказываниями на политические темы. В Абхазии чтят память академика Андрея Сахарова, его именем названа одна из центральных сухумских улиц, ибо здесь не сомневаются, что он поддерживал борьбу абхазского народа за национальные права. А вот недавние высказывания соратника Сахарова в борьбе с советским тоталитаризмом Сергея Ковалева вызвали резкую критику и язвительные замечания абхазских блогеров.

На каждый чих, говорят, не наздравствуешься. В этой связи у меня всегда вызывали недоумение неутомимые бойцы пропагандистских войн, которые считали своим долгом отреагировать на любое высказывание оппонентов. Например, расхрабрившиеся пожилые авторы, которые немало лет после грузино-абхазской войны обивали пороги сухумских редакций со своими «ответами» на попадавшиеся им на глаза выступления тбилисской прессы на тему межнациональных отношений. Причем исключительно с «повторением пройденного»…

Но когда свое мнение на ту же тему высказывает некто, ранее в нее не вовлеченный, а тем более воспринимаемый как человек с непререкаемым моральным авторитетом, это привлекает внимание отнюдь не только описанных «бойцов».

«Моральные авторитеты» в контексте пропагандистской войны
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:33 0:00
Скачать

Именно к таким публикациям можно отнести появившуюся недавно статью «Предубеждения и гордость. Россию можно принудить вести честную игру, уговорить – нельзя». Пишет не какой-то щелкопер, а 85-летний российский правозащитник, соратник знаменитого Андрея Дмитриевича Сахарова, лауреат Нюрнбергской премии по правам человека, премии по правам человека Норвежского Хельсинкского комитета, Сахаровской премии, дважды номинант на соискание Нобелевской премии мира – Сергей Ковалев. Обращены его мысли к Западу, в нынешней политике которого, на взгляд автора, «слились воедино его сила и слабость, если хотите, его гордость и предубеждения». А если проще и короче – мало, ох мало Запад давит на Россию и ставит ее на место.

Вот как Сергей Адамович, в частности, видит поведение России и Запада на Кавказе: «Увы, дефицит политической воли гасит благие намерения Запада. Российская экспансия на Кавказе выявила яркие примеры западной «забывчивости». Каждый этап этой экспансии встречал неподдельное возмущение Запада. Это и жестокие этнические чистки начала 1990-х в Абхазии, спровоцированные российскими «миротворцами». И молниеносная война 2008 года, завершившаяся созданием российских сателлитов на территории Грузии. Но возмущение это не влекло ощутимой активности в защиту права и гуманитарных ценностей и затухало очень быстро».

Понятно, что всем нравится, когда моральный авторитет занимает твою позицию в пропагандистской войне, и не нравится – когда твоих оппонентов. Но, прежде всего, в его суждениях должна присутствовать компетентность. О каких миротворцах толкует старейшина российских правозащитников? Миротворческие силы стран СНГ (практически – российские) были введены с согласия абхазской и грузинской сторон на реке Ингур летом 1994 года, а активная фаза вооруженного противостояния между ними завершилась 30 сентября 1993 года. Или автор использует слово «миротворцы» условно и повторяет замысловатую байку некоторых тбилисских экспертов, которые считают, что в августе 1992-го по-любому во всем была виновата Россия: именно она спровоцировала ввод войск Госсовета Грузии в Абхазию, снабдив Тбилиси, согласно Ташкентским договоренностям, его долей советских вооружений? Или Сергей Адамович убежден, что Москва поступила бы в 92-м справедливо, двинув свои войска на помощь госсоветовским для усмирения абхазов? И, на его взгляд, право и гуманитарные ценности восторжествовали бы, если бы большинство абхазов покинуло, как в девятнадцатом веке, свою родину, или взялось за ведение многолетней партизанской войны, укрываясь в горах… Ах, нет, он, может, полагает, что абхазы возрадовались бы «демократии» криминальных авторитетов Китовани, Иоселиани и прочих, так сказать, правозащитников?

Спустя несколько дней наткнулся в Фейсбуке на обсуждение размышлений Ковалева абхазскими пользователями. Естественно, их реакция оказалась идентичной моей. Разве что я мысленно спорил с Сергеем Адамовичем достаточно корректно, с уважением и к возрасту его, и к заслугам в борьбе с советским тоталитаризмом, они же в выражениях не стеснялись. Естественно, вспомнили абхазские блогеры о том, что Андрей Сахаров, которого Ковалев в статье зачисляет в свои несомненные единомышленники, назвал Грузию «малой империей», за что заслужил при своей жизни поток полных ненависти отповедей Звиада Гамсахурдиа и грузинских откликантов помельче. Кстати, неслучайно в сегодняшней столице Абхазии одна из центральных улиц, бывшая Октябрьская, вот уже больше двух десятилетий носит имя академика Сахарова.

Предвижу возражение из уст политических оппонентов: Андрей Дмитриевич изменил бы свои оценки относительно Грузии, доживи он до середины 90-х. Конечно, тут уже никто никому ничего не докажет, но не думаю. Ибо он умел оценивать факты в их исторической и диалектической совокупности. По мнению известного российского политолога Сергея Маркедонова, Ковалеву до Сахарова далековато: «Сахаров считал паритет с США важным делом и сам никогда не отказывался от своей роли в его достижении. Он критиковал своих коллег-диссидентов из Грузии, Азербайджана за узколобый национализм. И считал, что поддержка диктатур США тоже плохо, о чем сказал в своей Нобелевской речи. И выступал за конвергенцию систем, а не дикий капитализм. Словом, был живым человеком, а не набором ходячих штампов».

И уж точно, добавлю я, Андрей Дмитриевич не стал бы, как Сергей Адамович сегодня, употреблять в своих текстах такие выражения, как «российское варварство». Когда человек начинает мыслить однобоко (независимо «в пользу» или «во вред» своих нации, государства и т. д.), это перестает вызывать к нему доверие.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG