В Абхазском институте гуманитарных исследований прошел научный семинар под названием: «Отчуждение недвижимого имущества Республики Абхазия иностранным гражданам и его последствия». Ученые высказались против открытия рынка республики.
Абхазское общество активно обсуждает возможность легализовать продажу недвижимости иностранным гражданам. По этой теме высказался недавно президент Рауль Хаджимба, лидеры политических объединений выразили свое отношение, состоялся круглый стол, который инициировал российский Институт непризнанных государств. Большинство участников дискуссии высказались за продажу недвижимости иностранцам.
Их аргументы основаны на том, что отсутствие закона, разрешающего легальную продажу недвижимости иностранцам, порождает незаконные схемы и способствует коррупции, а скрытая продажа недвижимости все эти годы все равно идет. Рынок недвижимости является частью национального богатства, он может вывести экономику страны из застоя и пополнить бюджет налогами с продаваемой недвижимости. Звучат призывы не увязывать продажу недвижимости с приобретением абхазского гражданства.
Тимур Ачугба, доктор исторических наук, считает, что все эти рассуждения несовместимы с той ситуацией, в которой находится Абхазия. В результате депортации подавляющей части абхазов в Османскую империю народ был разбросан по всему миру, а проживающие на своей исторической родине абхазы составляют меньшинство от общего состава населения страны. Называлась цифра 40%.
Ученый заявил: «Сохранение этнической идентичности абхазов должно стать наивысшей задачей абхазского государства. Это – аксиома. Для этого необходимо объединение разделенного народа на своей исторической родине и полноценное функционирование всех основных компонентов этноса – общность языка, территории, традиций, национальной культуры в целом. Продолжение политики перенаселения Абхазии путем продажи иностранным гражданам недвижимости, включая жилой фонд, как первичный, так и вторичный, напрямую угрожает коренным интересам абхазского народа, ставит под сомнение его существование и функционирование абхазского государства».
Доктор Ачугба считает, что у России нет желания осваивать новые территории и скупать в Абхазии недвижимость, ей хватает своих земель, зато такая потребность есть у полуторамиллионной грузинской диаспоры, которая живет в России. Он напомнил о том, что Бидзина Иванишвили учредил фонд и объявил о готовности внести в него миллиард долларов на покупку недвижимости в Абхазии.
Валерий Бигвава, доктор исторических наук, поддержал Ачугба и коснулся российской финансовой помощи, он сказал: «Мы восстановили свою государственность во имя этнической жизни. Главный этнодифференцирующий фактор – это наша национальная культура. Сохранение всего этого – функциональное назначение государства. Если нет у государства такой способности, то оно нам не нужно. Если от решения вопроса продажи недвижимости зависит поступление российской помощи, то мы должны отказаться от этой помощи».
Тему продолжил историк Игорь Марухба. Он считает, что продаже недвижимости надо поставить надежный заслон. Пусть демократы за это нас критикуют, но парламент должен принять закон, запрещающий продажу недвижимости в Абхазии иностранцам. Он аргументировал свою позицию так: «Государство строится абхазами для того, чтобы защитить абхазский этнос. Если таким путем, путем продажи жилья, даже с видом на жительство, пусть даже они не будут участвовать в политических мероприятиях, но этнос растворится вообще. Даже вы видите, что мы на русском языке проводим собрание здесь, в Абхазском институте. Журналисты есть? Они зафиксируют адекватно? Вот до чего мы доходим!»
Гурам Гумба, кандидат исторических наук, говорил сначала о том, что в ужасном состоянии находится памятник истории и архитектуры «Сухумская крепость», потом – что нам хотят прислать 400 полицейских из России, а затем сообщил новость, которую почерпнул в СМИ, и сделал следующий вывод: «Позавчера по телевизору появилась информация о том, что президент встречался с сухумским отделом Кубанского казачьего войска и обсуждал вопрос участия казаков в наведении порядка и защите отдыхающих вместе с МВД на территории Республики Абхазии. Мне кажется, насколько я смотрю уже, деградация национального сознания дошла до точки невозврата!»
Гумба выразил возмущение тем, что Центр стратегических исследований при президенте, который «мы содержим» 11 лет, до сих пор не выработал стратегию, не сформулировал базовые ценности.
Он уточнил: «Мы говорим, что наш стратегический партнер – Россия. А вот я иногда спрашиваю людей, которые так говорят: «Вы знаете, что такое стратегия?» Россия имеет свою стратегию, а мы знаем стратегию абхазского народа? Мы вообще знаем, какое государство мы строим? Мы даже не ставим этот вопрос. Десять лет назад об этом говорили, из одного уха вылетело, в другое влетело. Доколе? Мы должны признать, что мы – исчезающая нация. Смиримся с этим, очень многие смирились, особенно чиновники (реплика), а некоторые не смирились. Есть люди, которые сохранили дух абхазской нации, их мало, но достаточно!»
Даже обсуждать вопрос продажи недвижимости мы не имеем права, считает Гумба, так как это наносит ущерб национальному самосознанию.
Он напомнил о том, что ООН периодически делает заявления о том, что грузинские беженцы из Абхазии должны вернуться в места своего проживания, и они имеют право на возврат своего имущества. Однако махаджиры, покинувшие родину 150 лет тому назад, также являются беженцами, а их дети и внуки – потомками беженцев, уверен Гумба, и у них есть такие же права на возвращение на родину и возврат утраченного имущества, в частности, земель, на которых они жили.
Археолог Игорь Цвинария предложил начать «с тех рыб, которые гниют с головы, их надо менять», уверен он. А настоящие патриоты разобщены, он призвал всех единомышленников объединиться и обрушился с критикой на чиновников, которые, по его мнению, успешно освоили российские деньги: «Начиная с Гагры и до Ингура гостиницы понастроили на чьи деньги, на какие богатства? Почему об этом молчат? Почему прокуратуры нет? СГБ чем занимается? Кого наказали? От жира бесятся наши чиновники, разжирели, они не умеют планы составлять, они умеют только воровать. Ты – географ, этот – экономист, другой – физик, я – археолог, давайте соберем всех, у кого душа болит, по-другому у нас не получится!»
Искусствовед Сурам Сакания считает, что тех, кто незаконно приобрел жилье, надо выявить, жилье изъять и нарушителей закона наказать.
Этнолог Марина Барциц так аргументировала свое отрицательное отношение к вопросу продажи недвижимости иностранным гражданам: «Какая у нас сегодня информация по этому вопросу? Что изучено? Где аналитика? Где эксперты, которые бы нам сказали, каково современное состояние? Что мы знаем про эмиграцию? Последние десять лет какое количество иностранцев приехало в Абхазию? Какое количество из них получило гражданство? Более того, это – третий «переселенстрой». Идут новые стройки, сейчас они быстро продадут по всему берегу и будут новое жилье строить. Кто сомневается, что это будет новый «абхазпереселенстрой»? Все-таки даже сильные государства имеют серьезные ограничения, а мы даже не знаем, какие у нас границы, где наша демаркационная линия, где наши границы с другими государствами по морю, по горам, на западе и на востоке. И мы вот в таком состоянии сегодня ставим такой вопрос!»
Такие мнения сегодня прозвучали в АБИГИ. Было предложено сформулировать общий подход, изложить его в письменном виде и направить документ в парламент и руководству страны. А научному семинару – придать форму постоянно действующего для обсуждения и других актуальных вопросов.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия