Accessibility links

Россия – Абхазия: передача заключенных


В настоящее время в России, по словам Дмитрия Шамба, отбывают наказание несколько десятков абхазских граждан. А в Абхазии – 16 граждан России. Заключенные стремятся из российских тюрем вернуться домой, в Абхазию
В настоящее время в России, по словам Дмитрия Шамба, отбывают наказание несколько десятков абхазских граждан. А в Абхазии – 16 граждан России. Заключенные стремятся из российских тюрем вернуться домой, в Абхазию

Сегодня на расширенном заседании комитета парламента Абхазии по международным и межпарламентским связям два российско-абхазских соглашения были одобрены и рекомендованы для вынесения на ближайшую сессию для ратификации.

Депутаты рассмотрели соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, и о взаимной правовой помощи по уголовным делам.

О содержании законов депутатов проинформировал представитель президента в парламенте Дмитрий Шамба. Цель закона о передаче осужденных он обозначил так:

«Для создания условий социальной реабилитации лиц, осужденных к лишению свободы, путем разрешения им отбывания наказания в государстве их гражданства с тем, чтобы им было легче адаптироваться и после отбывания наказания уже вернуться к нормальной жизни в обществе. Договор предусматривает, что гражданин Республики Абхазия, осужденный к лишению свободы на территории Российской Федерации, может быть передан в Республику Абхазия для дальнейшего отбывания наказания».

Передача возможна в том случае, если приговор вступил в законную силу, если осужденный сам обратился с соответствующим ходатайством в компетентные органы России или Абхазии, если в отношении осужденного не осуществляются никакие процессуальные действия и выполнены все финансовые обязательства, вытекающие из приговора. Государство вынесения и государство исполнения приговора вправе отказать в передаче осужденного или заключенного под стражу, если это может навредить национальным интересам или станет угрозой общественному порядку. Оно также может отказаться принять осужденного, если нет условий для его содержания.

Россия – Абхазия: передача заключенных
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:23 0:00
Скачать

Соглашение не ратифицировано, но процесс уже начался, сказал Шамба, и уточнил:

«На сегодняшний день несколько граждан Республики Абхазия на условиях взаимности еще до ратификации соглашения с аналогичными ходатайствами обратились в компетентные органы России и Абхазии. Один гражданин Абхазии в конце 2014 года был передан, в отношении еще четырех граждан решения о передаче были приняты, и они находятся в процессе передачи».

На вопрос депутатов о возможной экстрадиции граждан Абхазии по требованию российской стороны, и наоборот, Шамба ответил, что она невозможна, так как противоречит как Конституции Абхазии, так и Конституции России. На вопрос о том, повлечет ли подписание данного соглашения передачу осужденных в Абхазии граждан Абхазии в Российскую Федерацию для отбывания наказания в российских тюрьмах, Шамба заверил, что это невозможно и также противоречит Конституции Абхазии. Гражданин Абхазии не может быть передан другому государству ни для привлечения к уголовной ответственности, ни для отбывания наказания на территории другой страны.

По поводу второго соглашения Дмитрий Шамба сказал:

«Договор о взаимно-правовой помощи по уголовным делам направлен на повышение эффективности взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с уголовными преступлениями. В основу договора заложен принцип равноправия сторон. Представители правоохранительных органов одной стороны не вправе самостоятельно осуществлять какие-либо процессуальные действия на территории другой страны. Запрашивающая сторона направляет запрос в компетентные органы государства, на территории которого планируется осуществить данное процессуальное действие, и уже представители правоохранительных органов данной страны осуществляют эти процессуальные действия».

По обоим соглашениям уполномоченными органами с абхазской стороны является Генеральная прокуратура, а с российской стороны – Министерство юстиции.

Депутатов интересовала статья 16 соглашения, предусматривающая необходимость письменного согласия на проведение процессуальных действий на территории другой страны в том случае, если такое получено под давлением. На этот вопрос Шамба ответил, что, прибыв в другую страну, обвиняемый имеет право отказаться от участия в процессуальных действиях, поэтому никакого смысла в осуществлении давления нет.

Встал вопрос и о сроках наказания: за одни и те же преступления в Российской Федерации сроки больше, чем в Абхазии, а в соответствии с нашим законом о временном порядке исчисления сроков наказания, в зависимости от режима, три дня засчитываются за четыре, один день – за два и полтора дня – за день. Таким образом, сроки наказания автоматически сокращаются. При передаче заключенного из России в Абхазию сроки будут пересчитываться. В обратном направлении: при передаче заключенного из Абхазии в Россию срок будет определяться приговором суда.

В настоящее время в России, по словам Дмитрия Шамба, отбывают наказание несколько десятков граждан Абхазии. А в Абхазии – 16 граждан России. Заключенные стремятся из российских тюрем вернуться домой, в Абхазию. Обратный процесс не идет: из 16 заключенных, которым было предложено направить ходатайство о переводе для отбывания срока наказания в Россию, ни один не изъявил желание таковое подать.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG