Accessibility links

Все равно, что Кувейту импортировать нефть…


Завозить в Абхазию, богатую водными ресурсами, питьевую воду – это примерно так же абсурдно, как импортировать сырую нефть в Кувейт и Саудовскую Аравию, лес – в Финляндию, а хлопок – в Узбекистан
Завозить в Абхазию, богатую водными ресурсами, питьевую воду – это примерно так же абсурдно, как импортировать сырую нефть в Кувейт и Саудовскую Аравию, лес – в Финляндию, а хлопок – в Узбекистан

Природа не обидела Абхазию: помимо ландшафтных красот, теплого моря, богатой субтропической растительности, она наделила ее и многочисленными, берущими истоки в горах реками с чистейшей питьевой водой.

Время от времени в абхазском обществе звучат рассуждения о том, что нам просто грех не использовать свои водные ресурсы. Тем более, есть, говорят, страны, настолько страдающие от их недостатка, что там бутилированная вода стоит дороже, чем бензин…

При этом, правда, когда прошлой осенью только что возглавивший кабинет министров Абхазии Беслан Бутба в ходе рабочей поездки в Республику Крым и встречи с ее главой Аксеновым выдвинул предложение транспортировать туда абхазскую речную воду морскими танкерами, а там построить большой завод по бутилированию воды, это вызвало разноречивые отклики в абхазском обществе, включая и смешки. Кто-то в соцсетях называл это прожектерством, кто-то рассуждал, что гораздо выгоднее заниматься бутилированием самим. Между тем возникло и противодействие этому плану российских игроков на рынке питьевой воды. А в самом начале этого года Беслан Бутба в ходе визита в Иорданию, где его принимали члены королевской семьи, вел там переговоры о поставках в эту страну из Абхазии уже бутилированной питьевой воды и лимонадов. Среди критических замечаний относительно этого проекта были как достаточно трезвые рассуждения о том, что тут надо все взвесить с точки зрения окупаемости транспортных расходов (что, впрочем, лежит на поверхности), так и совсем несуразные. Имею в виду вопли неглупых, казалось мне ранее, людей о том, что нам самим не хватает питьевой воды. Остается только диву даваться, как можно перепутать проблемы в работе сухумского Водоканала, в частности, необходимость капитального ремонта резервуара, замены труб и т. д., и якобы ограниченность миллионов кубометров пресной воды из рек Кодор, Бзыбь, Гумиста и др., которые беспрерывно выливаются в море и смешиваются с морской водой...

Все равно, что Кувейту импортировать нефть…
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:44 0:00
Скачать

В марте Беслана Бутба на посту премьер-министра сменил Артур Миквабия. И тема экспорта питьевой воды ушла в тень. Впрочем, тут как раз ничего страшного нет: перечисленные реки как несли, так и несут свои воды, и из этой постоянно возобновляющейся «кладовой» не завтра, так послезавтра можно будет черпать неизмеримо больше, чем сейчас. Гораздо хуже, скажем, дело в чаеводстве Абхазии, где один президент отпускает большие деньги на развитие отрасли, а потом приходит другой и объявляет отрасль бесперспективной…

Но вот парадокс: при всех спорадически возникающих разговорах о том, что Абхазия может залить питьевой водой если не весь мир, то многие засушливые страны и регионы, она ежегодно импортирует бутилированную воду из России и Турции. Такая вода нужна не только объектам общепита. К сожалению, нередки случаи, когда канализационные или ливневые стоки попадают в «дырявую» водопроводную сеть, а потому многие местные жители и курортники стараются покупать бутилированную воду. Происходит это и тогда, когда на отдельных участках города на день, два и больше из-за ремонтных работ отключают подачу воды из крана.

В прошлом году в Абхазию было завезено около миллиона литров бутилированной питьевой воды из-за рубежа, с начала этого года – уже почти столько же. У абхазских таможенников это вызывает недоумение: в целях поддержания местных производителей были увеличены таможенные пошлины на импортируемую бутилированную воду, и местные производители, уменьшив цену на свою продукцию, могли бы занять весь абхазский рынок, но вместо этого, наоборот, подняли цены. При том, что производители лимонадов смогли серьезно потеснить поставщиков импортной «сладкой воды».

Но у местных производителей свои резоны. Как сказал в недавнем интервью агентству «Абхазия-Информ» директор ООО «Кодор» Даур Квирая, производить бутилированную воду в Абхазии не так уж и дешево: «Всем понятно, что для производства тары для воды требуются дополнительные немалые финансовые ресурсы на оборудование и сырье. Все это завозится в Абхазию из РФ, соответственно, растут расходы».

Тем не менее эта отрасль развивается. В последнем выпуске передачи «События недели» на Абхазском телевидении был показан большой репортаж о работе предприятий по розливу бутилированной воды. Этим сегодня, кроме названного предприятия, занимаются «Минеральные воды Абхазии», ООО «Гумиста»…

И есть надежда, что в ближайшие годы этот странный экономический перекос будет устранен. Ведь, действительно, завозить в Абхазию питьевую воду – это примерно так же абсурдно, как импортировать сырую нефть в Кувейт и Саудовскую Аравию, лес – в Финляндию, а хлопок – в Узбекистан.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG