Около двухсот иностранных и грузинских фотографов выставили свои работы в ходе Тбилисского фотофестиваля. Неделя фотографии стартовала в грузинской столице 25 сентября. Вчера в Доме писателей прошли фотовыставки сразу двух мастеров.
«…Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный
еще рабами Рима...»
Писал Маяковский в своей последней поэме «Во весь голос». И не ошибся. Название этой поэмы сейчас, спустя восемьдесят с лишним лет, носит выставка работ итальянского фотографа Алекса Майоли, документирующего военные конфликты в разных точках мира. Плакат с текстом поэмы встречает посетителей экспозиции.
Майоли приехал в Грузию 11 августа 2008 года специально для того, чтобы запечатлеть происходящее – людей, находящихся по разные стороны конфликта. Вот послевоенный Гори – так гласит надпись на фотографии. На ней с десяток лиц, застывших в гримасах. У пожилой женщины на первом плане приподнята левая бровь, над ней глубокая морщина, которая придает лицу довольно суровый и даже устрашающий вид. Мужчина рядом, нужно полагать, кричит что-то кому-то из толпы, оставшемуся за кадром. Все лица сосредоточены – кажется, еще секунду, и ты услышишь, как гудит эта толпа, пребывающая в высоком напряжении.
А вот фотография, которая помогает услышать тишину. На ней женщина, поднесшая молитвенно сложенные ладони к лицу. Она движется в направлении объектива, но будто не видит его – взгляд обращен куда-то вдаль. Она идет вперед, куда или откуда, – можно только гадать. Этот снимок Майоли сделал спустя год после конфликта в Южной Осетии.
Нестан Нижарадзе – директор Тбилисского фотофестиваля, сопровождала Алекса Майоли во время августовской войны. Вот что она вспоминает:
«Мы были одними из немногих, кому удалось попасть в Гори обходными путями. Город был закрыт. Фотографии, сделанные там, представляют собой хронику войны. Алекс вернулся спустя год, в 2009-м, и смог запечатлеть людей по обе стороны оккупационной линии. Все эти фотографии впервые демонстрируются на выставке, которая была подготовлена специально для Тбилисского фотофестиваля».
А пока непосредственно в здании Дома писателей можно было рассмотреть августовскую войну в лицах, в саду проходила еще одна экспозиция – «Фото для документов». Эти снимки сделаны в первые годы после Второй мировой войны в Литве. Шла советизация страны, и власти наняли фотографа Витаутаса Станьониса для того, чтобы тот запечатлел местных жителей для новых паспортов. Мамы и дети, жены и мужья, соседи и знакомые усаживались на фоне белой простыни по двое – пленка стоила недешево, а таким образом Станьонис смог увеличить ее запасы вдвое. Их лица застыли в готовности стать увековеченными на страницах паспортов. Они кажутся немного беззащитными, порой печальными, удивленными или задумчивыми, но в то же время – очень настоящими, неподдельными.
В конце 80-х сын Витаутаса Станьониса, тезка своего отца, нашел в его архивах старые негативы. Рассказывает Гинтарас Чесонис – директор каунасской фотогалереи, сотрудничающей с Тбилисским фотофестивалем.
«Когда сын нашел эти негативы в 87 году, он просто подумал, почему бы не напечатать их, как есть. И когда он сделал презентацию этой работы, современные искусствоведы не могли поверить, что в одной пленке можно рассказать историю целой нации. В этих фотографиях я сам вижу своих родителей, родственников, бабушек, дедушек».
Тема войны на этом фестивале затрагивалась не раз. Таким образом организаторы попытались внести свою лепту в празднование семидесятилетия победы над фашизмом. В рамках Тбилисского фестиваля уже прошли ряд мастер-классов, выставок и традиционная «Ночь фотографии»: под открытом небом в столице демонстрировались работы более ста грузинских и иностранных фотографов, в том числе и представителей грузинской службы Радио Свобода.