Accessibility links

Россия потеснит Азербайджан в Грузии?


Несмотря на возможное расширение сотрудничества в газовой сфере с Россией, очевидно, что Азербайджан был и останется крупнейшим поставщиком газа в Грузию
Несмотря на возможное расширение сотрудничества в газовой сфере с Россией, очевидно, что Азербайджан был и останется крупнейшим поставщиком газа в Грузию

Прошедшие недавно переговоры между грузинским министром энергетики Кахой Каладзе и руководителем «Газпрома» Алексеем Миллером остаются в центре внимания грузинских экономистов и политиков. Если большинство экономистов приветствуют возможную диверсификацию поставок газа в Грузию, то политики и политологи отрицательно восприняли сам факт проведения подобной встречи.

Прошедшие на днях в Брюсселе переговоры вызвали массу пересудов в Грузии. Возможно, виной тому дефицит информации о встрече Миллера и Каладзе: на официальной странице «Газпрома» говорится, что «стороны обсудили вопросы сотрудничества в газовой сфере. Речь шла о поставках в Грузию российского природного газа, а также о его транзите в третьи страны».

В Минэнерго Грузии не менее скупы на информацию. Министр Каха Каладзе ограничился краткой репликой, заявив о «полезности» подобных встреч:

«У нас сложились хорошие дружеские отношения (с Россией) в энергетической сфере на протяжении ряда лет, и они будут продолжены. Что касается брюссельской встречи с руководством «Газпрома», то разговор в ходе нее шел о поставках газа в Грузию и о транзите в третьи страны».

В оппозиционном «Нацдвижении» сам факт встречи с представителем российской госкомпании вызвал негодование. Председатель фракции партии в парламенте Давид Бакрадзе заявил, что переговоры с «Газпромом» представляют угрозу национальной безопасности Грузии.

Россия потеснит Азербайджан в Грузии?
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:59 0:00
Скачать

Бывший замглавы МИДа времен правительства Саакашвили, а ныне директор Ассоциации реформ (GRASS) Серги Капанадзе также считает опасным углубление любых связей с Россией:

«Необходимо сохранить такой уровень экономических взаимоотношений с Россией, чтобы зависимость от энергетики не трансформировалась в требования политического масштаба. Сегодня у России нет экономических рычагов воздействия на Грузию, но если зависимость от российского газа достигнет 15-20%, то она постепенно перерастет в рычаги политического давления», – предостерег эксперт.

Сбить накал страстей попытался спикер парламента Давид Усупашвили. Он заверил, что, как и в прошлом, речь идет о минимальном сотрудничестве с «северным соседом»:

«Наши экономические отношения с Россией, как, впрочем, и со всеми нашими соседями, основаны на необходимом минимуме сотрудничества. Я не вижу никаких предпосылок и детальных планов, чтобы они изменились в сторону углубления», – заверил Давид Усупашвили.

Между тем экономические эксперты не видят причин, по которым Грузия не должна диверсифицировать поставки голубого топлива из других стран. На сегодня в общем объеме потребляемого Грузией газа доля российского составляет 7%. Ее вполне можно увеличить, считает эксперт в области энергетики Андриа Гвичиани:

«Я считаю надуманным поднятый ажиотаж. Это рабочие встречи, и мы успешно сотрудничаем с Россией и в других сферах энергетики – в импорте электроэнергии, например. Диверсификация поставок газа позволит государству выбирать наиболее подходящий ценовой диапазон и повысит энергетическую безопасность. Чрезмерная энергетическая зависимость от одной страны неизменно перерастает в требования иного характера. Я бы только приветствовал увеличение списка новых поставщиков газа – к примеру, за счет Ирана».

Тема о возможных закупках российского газа впервые встала на повестку дня в мае 2013 года – тогда в Министерстве энергетики говорили о диверсификации поставок. Однако, несмотря на возможное расширение сотрудничества в газовой сфере с Россией, очевидно, что Азербайджан был и останется крупнейшим поставщиком газа в Грузию.

XS
SM
MD
LG