Accessibility links

Газово-политический бардак


Гиа Нодиа
Гиа Нодиа

Грузинское правительство опять запутало собственный народ, а заодно и региональных партнеров. Распространилась информация, что оно ведет переговоры с «Газпромом» об импорте российского газа. Переговоры велись втайне, но, как обычно бывает, тайное стало явным.

Правительство стало оправдывать свое решение тем, что, во-первых, не надо мешать политику и экономику и российский газ ничуть не хуже любого другого, а во-вторых, есть необходимость диверсифицировать поставки газа. На сегодня Грузия покупает газ в основном у Азербайджана.

Такое решение фактически означало бы серьезное изменение политического курса. Оно вызвало замешательство и шок как в Грузии, так и в соседнем Азербайджане. Правительство стали критиковать решительно все, стали планировать протестные выступления.

Что тут такого шокирующего? Когда речь идет о закупках российского газа, говорить, что политика тут ни при чем, в лучшем случае идиотизм. Российские власти не скрывают, что газ для них не столько бизнес, сколько оружие политического давления. Грузия на собственном опыте знает конкретные механизмы этого давления: отключение газа в критический момент (обычно в самые холода), угроза такого отключения, повышение цен, обещание их понижения и т.д. Поэтому зависимость от российского газа является угрозой национальной безопасности. Чем слабее страна, чем меньше ресурсов она может противопоставить российскому влиянию, тем выше уровень опасности. Даже Евросоюз, на несколько порядков более сильный игрок, чем Грузия, все более убеждается, что зависимость от российского газа нужно преодолевать.

Газово-политический бардак
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:17 0:00
Скачать

Одним из достижений политики Саакашвили является то, что Грузии удалось освободиться от зависимости от российского газа. Частные компании вольны его покупать, но государство этого не делает. Азербайджанского газа вполне хватает. В результате, если Грузия сделает что-то такое, что России не понравится, то газовой дубинкой Россия ее ударить не сможет.

Можно ли сказать, что зависимость от Азербайджана тоже заключает в себе опасность? В теории – да. Но на практике отношения двух стран симметричны: Азербайджан так же зависит от Грузии, как та – от Азербайджана. Грузия – единственный путь, по которому последний может доставлять свои энергоносители на мировой рынок, минуя российский диктат. Поэтому две страны обречены на стратегическое сотрудничество, и у них нет никакого мотива действовать во вред друг другу. А у России – есть.

Даже если на время забыть о политике, экономическая подоплека поиска новых поставщиков тоже непонятна. Азербайджан поставляет газ в Грузию по очень божескому тарифу, и сведений о каких-либо проблемах не было. Более того, ожидается, что через год-два по газопроводу Баку-Эрзерум, пролегающему через Грузию, будет доставляться в два раза больше газа, соответственно, в два раза возрастет и количество газа, которое Грузия получает в качестве платы за транзит. Если уж очень нужна «диверсификация», на фоне снятия экономических санкций с Ирана появляются новые перспективы получения газа и из этой страны. Так что в ближайшей перспективе ситуация должна улучшиться, а не наоборот. Зачем же именно сейчас совать голову в газовую петлю «Газпрома» и одновременно портить отношения со стратегическим партнером – Азербайджаном?

Пока критики обсуждали формы протеста, власти сделали сальто-мортале. Премьер Гарибашвили неожиданно полетел в Баку успокаивать президента Алиева и пригласил его посетить Тбилиси в начале ноября. Министр энергетики Каладзе, который двумя днями раньше объяснял необходимость «диверсификации», стал уточнять, что с «Газпромом» обсуждали лишь возможность поставок для коммерческих субъектов, но даже это маловероятно. Министр экономики объявил, что с «Газпромом» улаживали лишь технические вопросы транзита российского газа в Армению. Точку поставил премьер, сказав, что о диверсификации вообще никто не упоминал и все выдумала зловредная оппозиция.

Эпизод заставляет вспомнить самое начало правление «Мечты», когда тогдашний премьер, «сам» Бидзина Иванишвили, перед визитом в Баку вдруг публично усомнился в целесообразности еще одного стратегического проекта – железной дороги Карс-Ахалкалаки-Баку, взбудоражив всех, а через два дня стал клясться в приверженности этой же идее. Неизвестно, какая версия хуже: правительство сознательно придуривается, играя в какую-то замысловатую игру, или оно просто такое бестолковое, и ничего сделать тут нельзя. Ни одна версия, однако, не дает оснований для оптимизма.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Гиа Нодиа

    Родился 4 сентября 1954 г. в Москве, в 1976 г. закончил философский факультет Тбилисского государственного университета. 

    В 1982 г. защитил диссертацию и стал кандидатом философских наук. Гиа Нодиа в настоящее время - профессор Университета Ильи в Тбилиси и председатель Кавказского института мира, демократии и развития.  

    Сотрудничает с Радио Свобода с 1989 г., на постоянной основе (на «Эхе Кавказа») – с 2009 года.

XS
SM
MD
LG