Accessibility links

Заработает ли пекарня в Члоу?


Сегодня сельчане покупают в магазинах и магазинчиках хлеб, который раз в два дня завозится из райцентра, но они, скорее всего, предпочли бы свежий, местный, члоуский
Сегодня сельчане покупают в магазинах и магазинчиках хлеб, который раз в два дня завозится из райцентра, но они, скорее всего, предпочли бы свежий, местный, члоуский

На днях на сухумской улице ко мне бросился мужчина, которого я, по правде сказать, поначалу не узнал. И не удивительно: ведь мы, как потом выяснилось, не виделись более двадцати лет, с той самой поры, когда во время грузино-абхазской войны оба обитали на гудаутской турбазе «Черноморец», где жили беженцы, журналисты, квартировали бойцы абхазской армии. Я помнил его как диктора Абхазского радио, который поехал как-то в ту пору в Ростов-на-Дону к своему тестю-предпринимателю и привез оттуда в Гудауту в качестве помощи сражающейся Абхазии очень необходимую для телерадио республики аппаратуру.

А сейчас он, Мурман Ахуба, говорил очень возбужденно и, что называется, взывал к помощи. Речь шла о пекарне, которую он задумал создать в родном селе Члоу Очамчырского района. Вот что он стал рассказывать мне под диктофонную запись:

«Я после войны работал заведующим хлебопекарни в Новом районе у Бигвава Беслана. Эту кухню я хорошо знаю. Давай, думаю, построю что-нибудь такое здесь у себя – пекарню на пять сел: Мыку, Члоу, Тхина, Отап, Араду. Я сам своим трудом начал строить, кое-что продал, кое-чего занял. Очень много денег занял, чтобы построить. Тогда президентом был Анкваб Александр Золотинскович. Он что мне сказал? Да, говорит, Мурман, это хорошее дело для государства, для села. Я много не могу тебе сейчас дать, но я помогу тебе. Он мне дал пятьдесят тысяч… И родственники помогли, родители-пенсионеры помогли, я построил. Все было сделано, и сказали мне: если ты в деревне начнешь хлеб печь, народ ты не обманешь, это народ. Они покушают – и знают: хлеб это или нет. Эти печки, старье всякое, не годились. Я заказал в Ростове… я там жил, знаю людей… хорошую печку, а хорошая печка там стоит 800-850 тысяч рублей. Я обратился к правительству: вот так, вот так, вот такое дело: у меня уже все построено, помогите мне, пожалуйста».

Заработает ли пекарня в Члоу?
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:34 0:00
Скачать

По словам Мурмана, знающие люди помогли ему составить бизнес-план, затем он заполнил анкету, необходимую для того, чтобы попасть в список проектов малого и среднего бизнеса для кредитования. У него все, говорит, продумано: сколько человек будет занято в пекарне, какой ассортимент хлебобулочных изделий она будет выпускать. Сегодня сельчане в названных им населенных пунктах покупают в магазинах и магазинчиках хлеб, который раз в два дня завозится из райцентра, но он уверен, что они, конечно, предпочли бы свежий, местный, члоуский. Вопрос, однако, уперся в то, что у него нет недвижимости, которая могла бы стать залогом для банка. Казалось бы, как так – а новое, только что построенные здание хлебопекарни в Члоу? Однако специфика современной Абхазии состоит в том, что квартира в центре Сухума стоит вдвое-втрое дороже, чем такая же на окраине города, а про ликвидность здания в предгорном селе и говорить нечего. Мурман Ахуба обескуражено рассказывает:

«Один оценщик приезжал, второй оценщик приезжал, третий… Все сказали: нет, мы не можем, это деревня. Твой объект хороший, красиво все сделано, но это ничего не стоит, потому что это деревня. Если бы объект стоял в городе, мы могли бы тебе помочь».

Всем известно: бизнес – дело рискованное. И банкиров, которые хотят иметь гарантии, безусловно, можно понять. Мне грешным делом подумалось о том, что начни Ахуба свое дело с пекарней при президенте Багапше, когда кредиты щедрой рукой раздавались направо и налево, все у него прошло бы легче. Но когда на полученные деньги первым делом приобретались крутые иномарки, которые потом разбивались заемщиками или их чадами (я, может, утрирую, но существует такое представление в народе), и во многих случаях бизнес-проекты оказались пшиком, начался долгий и мучительный процесс возвращения государству этих кредитов, порой составлявших десятки миллионов рублей.

Банкиров, повторяю, понять можно. Но бизнес-проект Мурмана Ахуба важен тем, что он работает на государственную задачу сохранения абхазского села. Думаю, выход все же можно найти, чтобы пустующее здание хлебопекарни в Члоу не пополнило собой длинный список заброшенных довоенных объектов.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG