Accessibility links

«Вы живы еще, ачандарцы…»


Виталий Шария
Виталий Шария

У меня обычно не бывает проблем со сном, но вот сегодня проснулся в полпятого утра, когда за окном была еще темнота, и так и не смог больше заснуть. В голову лезло всякое – и воспоминания об отдельных моментах встречи во вторник президента Абхазии Рауля Хаджимба с членами Общественной палаты республики, и то, чего начитался накануне в интернете, – об увольнениях в Ткуарчале и Гудаутском районе, включая комментарии форумчан. Мысли были, что называется, тяжелые. И по привычке все сопоставлять, пытался вспомнить: а как было в предыдущие годы, при прежних властных командах?

На встрече в Общественной палате зашла, в частности, речь о том, что Абхазское телевидение показало съезд оппозиционной партии «Амцахара», но зато потом в течение нескольких дней шли интервью из разных мест о том, как «это было плохо», последними словами ругали ораторов на съезде. Но мне сразу же вспомнилась абсолютно такая же ситуация лет пять или больше назад, когда тогдашнее руководство телевидения при тогдашней власти организовало подобный «осуждамс» высказываний лидеров тогдашней оппозиции – той самой, которая нынче во власти. Словом, ничего нового.

«Вы живы еще, ачандарцы…»
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:27 0:00
Скачать

А вот что касается увольнений за участие в оппозиционном съезде… На встрече в Общественной палате ее секретарь Нателла Акаба коснулась этой темы уже во вступительном слове: «До нас доходят слухи, что начались якобы какие-то репрессии, что кого-то увольняют. Если это правда, то очень жаль, потому что это совершенно не в духе абхазских традиций». Но президент высказался на данную тему только после выступления члена ОП, содиректора Центра гуманитарных программ Арды Инал-ипа, в котором та отметила: «На мой взгляд, слишком болезненной была реакция на съезд «Амцахара», я просто не знаю, какие законы были нарушены во время этого съезда, что достаточно такие жесткие меры потом принимаются по отношению к некоторым участникам». И высказался глава государства так: «Что касается ситуации в целом и тех людей, которых якобы мы сейчас преследуем, хочу вам сказать: когда представители власти, несущие ответственность за происходящее в стране, сидят на съездах и аплодируют тому, что нужно, как говорится, развалить эту власть, частью которой они сами являются, то это не совсем верный подход. Пока мы будем так делать, у нас государства не будет. Не будет той системы власти, о создании которой мы с вами печемся».

Для людей, которые «не в теме», надо, конечно, пояснить, о чем шла речь и что ораторы не стали конкретизировать. Вскоре после съезда обострилась общественно-политическая ситуация в Ткуарчальском районе. Депутаты районного Собрания выразили недоверие главе администрации района Аиде Чачхалиа и направили это решение президенту и парламенту страны. За него, как пишет интернет-издание «Все об отношениях Абхазии и России», проголосовали восемь депутатов, один был против, один воздержался, еще несколько отсутствовали. По словам противников А. Чачхалиа, она по своей природе «не способна к консолидации общества». Эта характеристика дана ей в связи с увольнениями некоторых людей с занимаемых должностей после съезда «Амцахара».

Депутат Вахо Харчилава сказал корреспонденту издания: «Меня уволили с Ткуарчальского РЭС за то, что я поехал на съезд «Амцахара» в Сухум. Я состою в этой партии и не считаю, что моя поездка как-то связана с моей работой, это мои личные права и личные взгляды как делегата съезда политической партии «Амцахара». Меня уволили после звонков главы Ткуарчальского района в вышестоящие органы. Увольнение по признакам инакомыслия не входит ни в какие рамки».

Бывший заведующий отделом экономики и прогнозирования администрации района Джумбер Углава сказал, что глава администрации вынудила его написать заявление об уходе по собственному желанию в связи с тем, что он является представителем политической партии «Амцахара». Сама Аида Чачхалиа прокомментировала это корреспонденту так: «Те депутаты, которые проголосовали за данное решение, признались мне, что сделали это под давлением. Что касается Джумбера Углава, то у меня с ним очень хорошие отношения, и он очень грамотный специалист, но он часто отлучался с работы и находился в неположенном ему месте. Если человек не справляется со своими обязанностями, то пусть даже мы с этим человеком будем в одной партии, но я его уволю».

А 4 ноября, как сообщает сайт «Абхаз авто», состоялось собрание жителей села Ачандара Гудаутского района и выходцев из этого села. «Причиной послужил тот факт, что после съезда ПП «Амцахара», прошедшего 21 октября на стадионе «Динамо» в Сухуме, глава администрации села Ачандара Виталий Джения из-за своего присутствия на съезде был уволен с должности. Главу села единогласно поддержали представители совета старейшин, ветераны войны, молодежь, матери погибших… Особо участниками собрания было отмечено, что глава села имел право присутствовать на съезде ПП «Амцахара» и находиться среди своих сограждан, при этом было подчеркнуто, что глава села не призывал к свержению существующего режима». Собранием была принята резолюция с требованием восстановить главу администрации села Ачандара Виталия Джения на работе. Резолюция направлена властям республики и района.

Эта информация оживленно обсуждалась на форуме сайта. Один из форумчан вспомнил по случаю известные поэтические строчки Фазиля Искандера: «Как беркуты, хохлятся старцы, Целую их нежно в плечо. Вы живы еще, ачандарцы, Так, значит, мы живы еще!»

Другой решил сделать экскурс в недавнюю историю Абхазии: «Было время, когда у нас главный оппозиционер был вице-президентом, в оппозиции к власти был премьер-министр С.М. Шамба и много других персонажей. Они выступали на съездах своих партий, на собраниях объединенной оппозиции, но их с работы не снимали почему-то. Странные какие-то были президенты. Та же Ходжаа была принята на АТВ и спокойно работала. Нугзар Агрба, один из лидеров КС, возглавлял «Абхазхлеб» – и ничего. Сводить же счеты с главами администраций - это просто мелочность. Ведь эти должности не политические, они представители села и, как правило, пользуются уважением. Местное самоуправление должно быть независимым от власти, это общемировая тенденция».

Тут, правда, прямые параллели не подходят. Хочу напомнить, что тогдашний «главный оппозиционер» Рауль Хаджимба пошел в 2005-м на выборы в вице-президенты в паре с Сергеем Багапшем, и это было соломоново решение, принятое 6.12.2004 и позволившее стране не скатиться в пропасть гражданской войны. По тому соглашению, правительство было сформировано на коалиционной основе. И Хаджимба, и Шамба ходили на съезды «ФНЕА», что, собственно, никого не удивляло, так как приглашались и другие руководители республики. Наоборот, насколько помню, оппозиция обижалась, что те обычно не ходили. Вот о том, приглашалось ли руководство страны на съезд «Амцахара» 21 октября, ничего сказать не могу, не знаю. Во всяком случае, на съезде ничего об этом сказано не было.

«Зачищались» ли структуры исполнительной власти от приверженцев политических оппонентов при прежних руководителях? Бывало, и не раз. Достаточно вспомнить, как долго пытались «уйти» в 2005-м с поста главы администрации Гагрского района нынешнего спикера парламента Валерия Бганба! Впрочем, тот случай запомнился потому, что его сторонниками было оказано сопротивление: в дальнейшем же смена глав администраций районов и городов новым руководителем страны воспринималось обычно как должное. Но на более низком уровне власти скандалы возникали не раз. Скажем, было много шума, когда хотели уволить руководителя «Абхазского морского пароходства» Заура Ардзинба после того, как он в 2009-м баллотировался в президенты (но он удержался), когда после очередных президентских выборов в 2011 и 2014 годах «освобождались от инакомыслящих» глав сельских администраций в селах Лабра и Баслаху Очамчырского района. Но сейчас, когда за увольнениями стоит лишь участие в оппозиционном съезде, это выглядит как-то совсем кричаще. Впрочем, нельзя исключать, что «аплодисменты» на стадионе «Динамо» стали только «точкой над i», а вообще на уволенных их руководители давно косились как на «чужих».

Я уже не раз писал о том, что первый президент Абхазии Владислав Ардзинба не церемонился, весьма часто отправляя в отставку должностных лиц, разочаровавших его, и множил тем самым число оппозиционеров себе. Сергей Багапш, учтя его опыт, за все шесть с лишним лет правления не «тронул» почти никого из своей команды, но зато его критиковали, и справедливо, за «кадровый застой». Третий президент, Александр Анкваб, пошел по третьему пути – он старался никого не увольнять, но просто не взял в свою команду из «багапшевской» тех, кого не хотел брать. Но это не уберегло его от пополнения политической оппозиции новыми игроками. При всей суровости и жесткости его в общении он, тем не менее, пытался не следовать, как его предшественник, правилам «командной игры» в противостоянии с политическими оппонентами. Возможно, четвертый президент Абхазии решил учесть опыт Анкваба и исключить присутствие в своей команде «ненадежных звеньев».

Не будем сейчас рассуждать с точки зрения принципов «гнилой интеллигенции», как говаривал тот же Искандер, а взглянем на дело чисто прагматически для власти: укрепит ли это ее, или, наоборот, будет работать на увеличение протестных настроений в электорате? Вопрос, конечно, интересный. Как говорится, время покажет.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG