Accessibility links

О чем говорит история с «Рустави 2»?


«Захват независимого СМИ», «уничтожение свободы слова» и даже «попытки узурпировать власть» – это лишь часть обвинений в адрес грузинского руководства, звучащих сегодня почти со всех сторон
«Захват независимого СМИ», «уничтожение свободы слова» и даже «попытки узурпировать власть» – это лишь часть обвинений в адрес грузинского руководства, звучащих сегодня почти со всех сторон

Представители грузинской власти в очередной раз отмежевались от событий вокруг оппозиционной телекомпании «Рустави 2». Сегодня специальное заявление сделал премьер-министр страны Ираклий Гарибашвили, подчеркнув, что «государство не вмешивается в деятельность суда и СМИ». Между тем теперь уже бывшее руководство «Рустави 2», представители оппозиции и часть неправительственного сектора винят в происходящем именно власти страны. На «политический характер» дела указал и посол США в Грузии Ян Келли.

«Захват независимого СМИ», «уничтожение свободы слова» и даже «попытки узурпировать власть» – это лишь часть обвинений в адрес грузинского руководства, звучащих сегодня почти со всех сторон. Поводом для очередной волны критики стало решение судьи Тамаза Уртмелидзе назначить временных управляющих оппозиционной телекомпанией «Рустави 2». Таким образом, полномочия прежних руководителей были приостановлены. Сами прежние руководители, которые пока еще фактически управляют процессами в телекомпании, уверены, что судья принял это решение для того, чтобы воспрепятствовать их намерениям вернуть право на владение компанией через апелляционный суд.

Вопросы к судье по поводу решения о назначении временных управляющих, как выяснилось, есть не только у представителей бывшего руководства и сторонников телекомпании. Специальное заявление распространил сегодня посол Соединенных Штатов в Грузии Ян Келли.

О чем говорит история с «Рустави 2»?
please wait

No media source currently available

0:00 0:06:19 0:00
Скачать

«Попытка сменить правление телеканала до (начала) апелляционного процесса носит основательный политический характер. В демократическом обществе следует способствовать становлению критического мнения, а не заглушать его. Мы продолжаем поддерживать евроатлантические стремления Грузии, поэтому призываем правительство соблюдать принципы свободы СМИ и политического плюрализма, которые являются неотъемлемой частью этих стремлений», - говорится в сообщении американского посла.

Заявление вызвало откровенное недовольство у некоторых представителей правящей коалиции «Грузинская мечта». Так, депутат Тамаз Мечиаури даже заявил, что послу «было бы не лишним извиниться за столь откровенное вмешательство во внутренние дела».

При этом заявление посла Келли можно было бы назвать одним из самых дипломатичных и мягких из тех, что прозвучали сегодня по событиям вокруг телекомпании. Так, соучредитель грузинской Ассоциации реформ GRASS, политолог Элене Хоштария заявила, что «властям придется заплатить за сегодняшние события высокую цену». В свою очередь эксперт в области медиа Звиад Коридзе назвал происходящее «началом затяжного политического кризиса»:

«Этим своим решением, думаю, судья вывел это дело из правовых рамок. Это печальный и опасный прецедент. Таким образом, власти вместо правовых механизмов предложили обществу механизм заламывания рук. И люди это видят, понимают, если не сегодня, то завтра это перерастет в открытый протест. Давайте говорить прямо: в стране уже давно проявились признаки политического кризиса, и сейчас власти его только усилили. Когда в стране налицо признаки политического кризиса, его невозможно просто и быстро решить. Мы вступаем в фазу затяжного кризиса, результаты которого могут быть намного серьезнее, чем мы полагаем».

В том, что события, развивающиеся вокруг «Рустави 2», будут иметь «печальные политические последствия», уверен и депутат от оппозиционного «Единого национального движения» Давид Дарчиашвили. Депутат говорит, что решение о назначении временных управляющих судья Тамаз Уртмелидзе принял по указке сверху:

«Это, безусловно, желание самого Бидзины Иванишвили. Хотя, я бы сказал, что не только его, но еще и российской ФСБ. Дело в том, что мы столкнулись не только с незаконной борьбой власти с конкретным медиаресурсом, но и со стремлением сбросить Грузию с курса демократического развития. Такие шаги (решение судьи) отдаляют нас от таких наших целей, как интеграция в евроатлантические структуры. Эти вещи несовместимы», – сказал Дарчиашвили.

Выразили сегодня поддержку оппозиционному телеканалу и представители сразу нескольких грузинских НПО. В совместном заявлении говорится, что «решение судьи Тамаза Уртмелидзе является наглядным подтверждением тому, что цель кампании против «Рустави 2» заключается в изменении редакционной политики». Среди подписантов заявления: «Transparency International – Грузия», «Справедливые выборы», Ассоциация реформ, Фонд гражданского развития, Фонд развития СМИ и другие неправительственные организации. Авторы заявления призывают международные организации и руководство стран - зарубежных партнеров Грузии поднять вопрос «Рустави 2» перед грузинскими властями.

Однако далеко не все сегодня считают, что телеканал «Рустави 2» – это флагман свободных СМИ. Вот как характеризует события вокруг «Рустави 2» политолог Важа Беридзе:

«Мы имеем дело с двойными стандартными, когда псевдосвободой медиа прикрываются определенные политические партии или субъекты. И эти «свободные медиа», по сути, являются проводниками партийных интересов. Сейчас ведется тяжба частных субъектов за право на владение телекомпанией «Рустави 2». И, по существу, владельцами этого телеканала являются не братья Караманашвили, которых мы практически не видим, а губернатор Одесской области Михаил Саакашвили. И потому некоторая часть общества не воспринимает весь этот процесс как попытку задушить свободное СМИ. На самом деле грузинское общество, которому во многом нравится качество работы телеканала за счет мастерства и профессионализма журналистов, не воспринимает информационный контент «Рустави 2», поскольку этот ресурс в угоду своих политических интересов использует Михаил Саакашвили».

Что касается самого объекта непрекращающейся критики – грузинской власти, то представители руководства страны сегодня категорически отказывались делать какие-либо заявления. Ситуацию вокруг «Рустави 2» прокомментировал лишь премьер-министр страны Ираклий Гарибашвили. В письменном заявлении он напомнил, что тяжба вокруг «Рустави 2» носит частный характер, и подчеркнул, что грузинские власти «строят такое государство, где свобода медиа является одной из главных ценностей, а потому никто не имеет права спекулировать этой темой». Кроме того, Гарибашвили заявил, что «власти не вмешиваются и в деятельность суда».

Сегодня же грузинский президент Георгий Маргвелашвили сделал заявление, в котором призвал «правящую коалицию не запираться в себе и осознать важность политического процесса, осуществить действенные шаги для защиты демократического имиджа страны, вести диалог с обществом и дипломатическим корпусом, который является активным сторонником демократии, европейской и евроатлантической интеграции Грузии».

XS
SM
MD
LG