Accessibility links

«Рустави 2» и розовые очки


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

Что ж, на данном этапе похоже на то, что проблема с телекомпанией «Рустави 2» на некоторое время повисла в воздухе – счет 1:1. Сторонники нынешней власти одержали победу в суде, но физически воспользоваться результатами своей победы не могут и вынуждены смотреть, как в эфире вещают сторонники власти прошлой.

Все именно так и обстоит – не надо никаких иллюзий. Нет никаких сомнений в том, что «Рустави 2» – телевидение сугубо партийное, и отстаивает оно интересы «Национального движения». Как и нет никаких сомнений в том, что противостоящая им сторона, несомненно, симпатизирует нынешнему правительству. Даже если не принимать во внимание, что сестра одного из претендентов является депутатом от правящей партии, деваться им некуда: без поддержки «Мечты» не видать им «Рустави 2» как своих ушей, а политика – вещь жестокая, почти мафиозная – каждую услугу надо отрабатывать. Тем более такую.

Все вышесказанное звучит ужасно, но на самом деле ничего особенного тут нет. Пора всем наконец забыть мантру про «объективные СМИ» – за редчайшим исключением, вроде британского ВВС, никакого объективного телевидения в реальной жизни не существует. Если даже новостные выпуски у отдельных крупных международных вещателей более или менее соответствуют стандартам непредвзятости, то аналитика и приглашенные эксперты всегда выдают с головой, на чьей именно стороне редакционная политика канала.

С какой стати кто-то решил, что в Грузии будет иначе? Что, в такой бурной и сложноуправляемой стране будет телеканал, который взвешивает на весах каждое слово? И если он действительно будет, то кому он такой нужен – беззубый, скучный, политкорректный? Кто его будет смотреть, кроме медиа-экспертов?

«Рустави 2» работает на ЕНД, «Имеди» и «Маэстро» более тонко, невооруженным взглядом не очень заметно, но вполне очевидно работают на власть. А еще есть телеканал «Объектив», который работает на традиционалистов и ватников. А еще есть «Кавкасия», которая работает лично на ее владельца и служит ему персонально трибуной для высказывания своих идей.

Забудьте понятие «объективность» в контексте понятия «свобода СМИ». В реальной жизни свобода СМИ – это не одно суперобъективное мнение, а несколько субъективных... Поэтому полностью лишено смысла заявление о том, что «Рустави 2» так и надо, они это заслужили, потому что необъективные».

Причем интересно, что такие речи я слышу от ярых «мечтателей» и примкнувших к ним ватников, которые в период «Национального движения» активно поддерживали тогдашние оппозиционные каналы, по сравнению с которыми «Рустави 2» – это просто-таки образец объективности.

По-видимому, у них крепко отшибло память. Что же, могу напомнить. К примеру, сюжет на «Имеди» о том, что «в Азербайджане угнетают грузинское население, потому что друг Алиева, президент Саакашвили, закрывает на все это глаза». А еще многочисленные псевдоаналитические сюжеты о том, что Миша «лично получает деньги от российских компаний, которые он сюда привел», и в перечне российский компаний, к примеру, украинская «Приват-групп», чешская «Энерго-Про» и даже «Казтрансгаз». А еще замечательный сюжетец о том, как «националы» задушили девятимесячное дитя, чтобы отомстить матери, активистке «Мечты». А еще... Перечислять можно до утра, и все равно много еще останется.

Тогда «мечто»-вата обильно аплодировала всему этому безобразию, ни на минутку не ставя под сомнение право на измышления, и уж, конечно, никто из них не вспомнил такое неловкое слово, как «объективность».

Это еще раз показывает глубокое лицемерие политического класса Грузии. Всех интересует «свобода слова», но свобода своего слова, и ни в коем случае не оппонента. Объективное телевидение – это то телевидение, которое симпатизирует мне, все остальное – «купленное», «ангажированное», «запуганное» и в лучшем случае – «искренне заблуждающееся».

Иначе как понять, что эта публика совершенно спокойно смотрела на крайнюю необъективность тогдашних оппозиционных каналов, и это не вызывало у нее никакого возмущения, и вдруг сейчас – о чудо! – на них нашло озарение, и они поняли, что телевидение должно быть объективным. Только сейчас поняли. Не в 2010, 2011, 2012-м. Только сейчас...

Ситуацию осложняет одно специфическое обстоятельство: благодаря теперь уже неприкрытому наезду на «Рустави 2», нынешняя грузинская власть рискует испортить отношения с западными союзниками. А сложность состоит в том, что для «Мечты» приоритет номер один – это утереть нос «националам». То ли больше ничего делать не могут, то ли лох с 5,3 миллиардами в кармане настолько неспособен встать немного выше над своими мелкими эмоциями, тем не менее создается ощущение, что они вполне готовы рассориться со всем миром, только бы лишний раз укусить «националов».

Особо активны окопавшиеся в «Мечте» представители старшего поколения – все без исключения махровые совки с большой надписью «Госплан» на лбу. Они дерзят представителям посольств и международных организаций и поют мантру, очень похожую на песенку о «суверенной демократии», в которой главные отрицательные герои – это подлые западные защитники геев и иеговистов, которые пытаются лишить грузин православия и для этого поддерживают своих агентов – «националов». Когда подумаешь, что один из говорящих это субъектов – глава финансово-бюджетного комитета парламента, становится слегка не по себе...

Впрочем, касается это не только представителей власти, но и вполне рядовых «мечто»-ватников, которые сейчас выстроились в ряд, кидая камни в «Рустави 2». Не стоит забывать, что это публика, которая из ненависти к Саакашвили до сих пор, даже после Крыма и Донбасса, все еще продолжает утверждать, что войну в августе 2008 года начала Грузия. Ради того, чтобы лишний раз укусить уже ушедшего в историю президента, они готовы подставить собственное государство под Гаагский трибунал. Что уж говорить про «Рустави 2»...

В любом случае, очевидно, что такой телеканал сейчас нужен стране. Неважно, исходя из каких побуждений журналисты «Рустави 2» выкапывают неприглядные факты, ведут журналистские расследования, постоянно ставят власть в позицию оправдывающейся стороны. Делают это они искренне или из сугубо партийных интересов – дело десятое. Я знаю одно: ни одну власть нельзя оставлять без контроля.

Да, сегодня критику власти можно услышать и на других каналах, но она значительно менее острая. Журналисты «Имеди» и «Маэстро» не копают под «Мечту», не ищут компроматы, они, скорее, плывут по течению. Критический тон задает именно «Рустави 2». Уверен на сто процентов: если этой телекомпании заткнут рот, то все остальные с удовольствием будут круглые сутки рассказывать о невероятном количестве вспаханной земли, о невиданном экономическом росте и прочей чуши.

Это вполне достаточная причина для того, чтобы считать сохранение нынешнего менеджмента «Рустави 2» критически важной задачей – вне зависимости от того, кто и как относится к этой телекомпании с довольно сложной историей. Чтобы не смотреть на мир сквозь розовые очки.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG