Accessibility links

Париж и террор


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

Итак, очередная террористическая атака, и снова Париж... Сейчас все, кому не лень, высказываются на эту тему, и, как правило, мысли одинаковы до банальности. Да и трудно в такой ситуации сказать что-то оригинальное... Не буду претендовать на то, чтобы сказать нечто необычное, такое, чтобы все вокруг ахнули. Хотелось бы взглянуть на произошедшее с двух точек зрения.

Первое – это реакция местного сообщества и в особенности истинно верующих и ватников. Как подлинные христиане и радетели мира во всем мире, они полны ненависти ко всем, и враг их врага совсем не обязательно их друг – скорее всего, оба они враги. Еще в период теракта против «Шарли Эбдо» православная вата разрывалась между двумя своими основополагающими фобиями – ненавистью к исламу и еще большей ненавистью к Западу. Выработать в этой ситуации адекватную и последовательную позицию очень сложно: признать, что мусульмане вообще в чем-нибудь могут быть правы – это вызов всей их системе ценностей. С другой стороны, еще более нелепо представить, что можно хоть в чем-то оправдать прогнившую Гейропу.

Так появилась причудливая позиция, яркий плод православно-ватной фантазии: «конечно, терроризм неприемлем, но...» И после этого «но» начинается целый каскад взаимоисключающих постулатов: «ислам – враг человечества», «мигрантов надо прижать», «они объявляют нам войну», а с другой стороны – «как они посмели нарисовать карикатуры на пророка Мухамеда?», «религия – это святое», «Европа гниет, и мусульмане правильно делают, что реагируют на унижения». Ужа скрестили с ежом…Так, будто речь идет не о расстреле 12 человек, а об акции протеста против карикатур.

Но вот пришло 13 ноября. Никакого «Шарли Эбдо», никакого «вызова в адрес исламской общины». Все чисто и легально. Никто никого не провоцировал. Сказки про бомбежки французской авиацией позиций ИГИШ в Сирии расскажите вашей бабушке. Эти бомбежки носят настолько символический характер, что пользы от них как с козла молока. Но вот, несмотря на то, что «не провоцировали», нынешний теракт оказался куда более масштабным, чем против «Шарли Эбдо».

Что на этот раз придумает православная вата для того, чтобы возложить традиционные 50% вины на Европу? Где произошли нападения? В концертном зале и в ресторанах.

Как, неужели и концертные залы нервируют не в меру обидчивых экстремистов и ватников? Что, оправдаете убийство 80 с лишних человек по той причине, что они пришли посмотреть на группу, играющую death-metal? Что, теперь у нас тяжелый рок приравнивается к карикатурам на пророка Мухамеда? Или будем расстреливать всякого, кто посмеет притронуться к диску Cannibal Corpse?

А как насчет ресторанов? Другие нападения были в ресторанах. Что, это тоже провокация? Что, и футбол тоже?

Правда же в том, что взрывают не «за что-то», а «потому что»... Потому что могут. Потому что государство позволяет, смотря сквозь пальцы на вещи, за которые в более жестких странах типа Иордании или Египта их бы повесили за ноги...

Но что есть, то есть. Фактическая сторона дела известна всем, несмотря на различные мотивы и интерпретации. Но еще важнее попытка ответить на вопрос – что делать? Как с этим бороться? Рекомендации у всех одни и те же. Все банально и старо как мир: одна категория предлагает хватать, ловить, не пущать, закрывать, высылать, вторая – каяться, каяться, каяться, посыпать голову пеплом за грехи – как реальные, так и вымышленные.

Сторонники обеих позиций считают, что рано или поздно это приведет к реальным результатам и терроризм удастся победить.

Что ж, могу сказать, что я в этом вопросе – пессимист и никакого выхода из нынешней ситуации в среднесрочной перспективе не вижу. Террористическая война, которую мы сейчас видим, – надолго, и со временем она будет только ужесточаться.

Какие могут быть силовые способы решения этого вопроса? Разгромить ИГИШ? Во-первых, сделать это чрезвычайно сложно, так как в организацию входит в основном исключительно идейно мотивированная молодежь, которая стремится погибнуть в бою. Как вы собираетесь бороться с тем, кто страстно желает погибнуть? Пригрозите ему смертью? Очень умно, конечно...

Во-вторых, даже если гипотетически себе представить, что ИГИШ не существует – не факт, что не появится что-то хуже. Вспомните, еще каких-то три года назад казалось, что страшнее Аль-Каиды ничего в мире не может быть. Прошло совсем немного времени, и сегодня Аль-Каида в Сирии (Джебхат-Ан-Нусра) воспринимается миром чуть ли не как «умеренная оппозиция»... Свято место пусто не бывает. Когда радикализм в моде, всегда найдется кто-то, кто поднимет, казалось бы, упавшее знамя салафизма.

А еще грандиозный совет – «ограничить миграцию». Еще более умно. Конечно, миграцию надо ограничивать, это бесспорно, но надо понимать, что террористическая зараза уже проникла в Европу и действует сама по себе. «Шарли Эбдо» расстреляли французские граждане, в нынешних терактах фигурируют среди прочих граждане Франции и Бельгии.

Что прикажете с ними делать? Отбирать европейские паспорта? Депортировать? Куда? Как? Речь идет о сотнях тысяч человек, среди которых достаточно найти 10-15 самых отмороженных, и мировая столица на несколько дней встанет на уши...

Еще грандиозный совет, который особенно часто слышен при разговорах о панкисских чеченцах, едущих воевать в Сирию. В частности, благоглупости о том, что «они уезжают из-за того, что не могут реализовать себя», «им надо найти работу» и т.д.

Ага, ну, конечно. 20-летнему парню предлагают целый пакет вариантов: с оружием в руках воевать за веру, быть героем, иметь деньги, женщин, статус, положение, а в конце, как главный бриллиантовый бонус, – смерть в бою, место в раю рядом с аллахом и 73 девственницами.

А вы чем хотите его соблазнить? Что предлагаете взамен этого шикарного опциона? Работу где-нибудь в районном муниципалитете, где он, изначально заряженный на поиски приключений, будет протирать штаны с восьми до шести, перекладывать бумажки из одного ящика в другой, пресмыкаться перед дебильным начальником и думать о том, как выплатить кредит за смартфон? Сами-то верите, что это сработает?

В общем, мой пессимистичный вывод таков: на данном этапе проблема не имеет решения. Пока радикальный ислам воспринимается значительной частью мусульманской уммы как решение собственных проблем и модель справедливого общества в одном флаконе, – никакой победы над терроризмом не будет.

Европе и Западу надо готовиться к длительному противостоянию, которое будет только нарастать. Европейцам пора вспомнить о своих пиратско-варварских корнях и показать, что за мягкими манерами и улыбочками кроется целеустремленный и сильный характер. А то многие уже позабыли...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG