Accessibility links

Какая избирательная система нужна Южной Осетии?


Президент, предоставив избирателю возможность сформировать половину парламента из самовыдвиженцев, передал обществу какую-то часть своего контроля за распределением статусов
Президент, предоставив избирателю возможность сформировать половину парламента из самовыдвиженцев, передал обществу какую-то часть своего контроля за распределением статусов

Президент Южной Осетии предложил перейти на смешанную мажоритарно-пропорциональную систему выборов. Как сообщила ИА «Рес» пресс-секретарь президента Гана Яновская, Леонид Тибилов поручил Министерству юстиции до 1 февраля 2016 года разработать и представить комиссии по совершенствованию конституционного законодательства при президенте проект соответствующего закона. Югоосетинские эксперты напоминают, что переход к смешанной системе формирования законодательного собрания был одним из предвыборных обещаний Леонида Тибилова.

Депутат парламента первого созыва Лариса Остаева говорит, что всегда была против пропорциональной системы формирования парламента. По ее словам, это тот самый случай, когда слепое копирование российской модели не приводит к хорошим результатам. По мнению Ларисы Остаевой, в маленьком югоосетинском обществе куда более понятна и естественна мажоритарная система, когда на суд избирателя выходит человек со своим прошлым, репутацией:

«Я против пропорциональной системы, потому что она не отвечает нашему менталитету. Нам больше подходит мажоритарная, потому что у нас много людей, которые могут сами за себя говорить, которые своими поступками могут показать, что они уже сделали и на что способны. Поэтому я полностью поддерживаю эту инициативу Леонида Тибилова».

Югоосетинский эксперт Роланд Келехсаев отмечает, что после введения в республике пропорциональной системы интерес избирателя к парламентским выборам заметно снизился, а последние выборы и вовсе пришлось спасать административными методами, занижая количество избирателей. По мнению Келехсаева, хотя бы половина самовыдвиженцев в законодательном собрании способна оживить интерес населения к парламентским выборам:

Какая избирательная система нужна Южной Осетии?
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:47 0:00
Скачать

«Кто сегодня в Южной Осетии может сказать: «Вот депутат от нашего села, от нашего квартала»? Никто, потому что это не наши депутаты. Абсурдность выборов по партийным спискам у нас в том и состоит, что депутаты, которых мы выбираем, подотчетны не нам, а своим партийным руководителям. Они заносят их в партийные предвыборные списки, им они и должны. Получается, что мы выбираем не депутата для себя, но команду для какого-то парня, чтобы он мог реализовать свои политические амбиции. Я ничего не имею против этого парня, но у меня к нему вопрос, а мне зачем это нужно? Вот если бы у людей появилась возможность выбрать депутата для себя, своего села, квартала, тогда, я думаю, избиратель оживился бы».

По мнению руководителя Центра социально-экономических исследований RAMCOM Дениса Соколова, апатия избирателя к выборам вполне понятна.

Партии должны были обеспечивать идеологический дискурс, а как раз этого не получилось, говорит Денис Соколов, причем не только в Южной Осетии, но и на большей части постсоветского пространства:

«Идеологический принцип может возникнуть, если есть какая-то дискуссия в идеологической сфере, если есть политическая повестка дня, в которой обсуждаются правила игры. У нас в политической повестке никакие правила игры вообще не обсуждаются. А значит, идеологической повестки быть не может, потому что нет институтов, которые могли бы ее поддерживать.

– В этой ситуации простое и правильное – просто голосовать за самовыдвиженца с репутацией?

– Это только на первый взгляд правильно, с точки зрения твоей и других людей, которые голосуют за этого человека. А с точки зрения государства дело обстоит иначе. Оно должно каким-то образом, не имея вот этой партийной системы (потому что она не рабочая), поставить под контроль распределение основных статусов. Пропорциональная система – это как раз способ установить контроль. Если по-другому, то на Кавказе с его сохранившимися семейно-родовыми и общинными структурами (в отличие от других регионов Российской Федерации) вот этот общинный уровень начинает откусывать свой кусок от государства. Он перестает быть прозрачным для государства, да и никогда не будет таковым. Поэтому партийные выборы – это попытка так или иначе поставить эту историю под свой контроль».

Что ж, получается, что Леонид Харитонович, предоставив избирателю возможность сформировать половину парламента из самовыдвиженцев, передал обществу какую-то часть своего контроля за распределением статусов.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG