Из-за отсутствия финансирования из России в Абхазии образовалась задолженность по зарплатам бюджетникам. Частично она была погашена Минфином республики за счет собственных бюджетных средств. Об этом рассказала министр финансов Абхазии Амра Кварандзия.
– Амра Андреевна, расскажите, пожалуйста, что происходит в вопросе повышения заработных плат бюджетникам, которое было предусмотрено российско-абхазским соглашением о сотрудничестве и стратегическом партнерстве?
– Мы, начиная с декабря 2014 года, работали с представителями Министерства труда Российской Федерации над соглашением по увеличению заработной платы основным категориям работников социальной сферы – это здравоохранение, образование и культура. Подписали соглашение, которое было ратифицировано нашим парламентом в апреле, и нота о том, что оно вступило в силу, пришла нам в июне 2015 года. С 1 января 2015 года мы заложили в штатное расписание повышенные зарплаты с учетом межгосударственного соглашения. Поскольку денежные средства по межгоссоглашению не поступили по сегодняшний день, мы в течение какого-то периода просто платили по тому тарифу, который был установлен на 2014 год, а сумму повышения, которую заложили в 2015 году, не оплачивали, ожидая, когда эти средства поступят из Российской Федерации. Эти средства так и не поступили, и, начиная с марта, мы начали задумываться над тем, чтобы частично эту задолженность начать погашать из собственных средств. И мы это начали делать.
– Почему правительство все время говорит, что заработную плату увеличили, а от людей, в частности от педагогов, я слышу, что они стали получать меньше?
– На самом деле увеличение зарплат было. Если говорить об учителях и системе образования, то были разработаны типовые штаты и базовые тарифы. Там, по сути дела, произошло уравнивание. Если где-то были совмещения, то совмещения более чем на 0,5 ставки у госслужащих недопустимы. В образовании там чуть по-другому считается. Ввели типовые штаты, и если это касается, скажем, детских садов, то в образовании, например, мы не должны иметь хореографов, и они из типовых штатов просто ушли.
В рамках принятых типовых штатов учреждения должны были утвердить свое штатное расписание. Прописали базовые тарифы, и если город или район может осуществить доплату, то они это делают за счет собственных средств. По соглашению, которое заключено с Российской Федерацией, у нас увеличение идет именно базового тарифа.
Мы эти деньги не получили и за счет собственных средств закрыли задолженности по повышению зарплат. Мы сегодня говорим, что у нас бюджет исполняется с превышением. Дополнительные доходы, которые мы получили, и перераспределение расходной части позволили нам направить собственные средства на погашение задолженности по зарплате.
– Правильно ли я понимаю, что это удалось сделать в западной части Абхазии, а в восточной нет?
– Предусматривается увеличение зарплат работникам образования, здравоохранения и культуры по районам. За счет собственных средств районы где-то это сделали самостоятельно, где-то мы им поддержку оказываем. В г. Сухум, Гагрском, Гудаутском и Сухумском районах задолженности не существует, там все выровнено, мы идем месяц в месяц с учетом повышения. Что касается восточной части – это Гальский, Гульрипшский, Ткуарчальский и Очамчирский районы, мы там буквально на днях погасили задолженность за первое полугодие. Мы закрыли задолженность вплоть до 1 июля 2015 года. Та зарплата, которая была гарантирована на уровне 2014 года, исправно выплачивалась в те сроки, в которые мы ее должны платить, и задержек или недоплат не было. А вот с теми гарантиями, которые мы дали по повышению заработной платы, у нас возникли проблемы, поскольку финансовые средства из Российской Федерации не поступили.
– Если можно, Амра Андреевна, скажите, каковы перспективы? Мы еще надеемся на эти деньги или нет?
– Да, мы на них надеемся, мы их ожидаем. Межгоссоглашение вступило в силу, поэтому, безусловно, Российская Федерация будет выполнять свои обязательства, это только вопрос времени.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия