Accessibility links

«Но ведь это же совсем другое дело!»


Сегодня есть смысл побороться с вызвавшим неприятие у явного большинства в обществе намерением парламентариев увеличить количество депутатов Народного собрания после выборов 2017 года с 35 до 55
Сегодня есть смысл побороться с вызвавшим неприятие у явного большинства в обществе намерением парламентариев увеличить количество депутатов Народного собрания после выборов 2017 года с 35 до 55

Вчера президент Рауль Хаджимба подписал конституционный закон о поправке к Конституции РА «О местном самоуправлении и управлении в Республике Абхазия», и после публикации тот вступил в действие. Как после сегодняшней публикации и подписанный президентом закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты по этим вопросам.

В соответствии с этими законами главы администраций городов и районов входят в единую систему исполнительной власти, возглавляемую президентом. Теперь президент назначает уже не исполняющих обязанности глав, а сразу глав их администраций. Собрания могут выразить недоверие главам, но только квалифицированным большинством (двумя третями) голосов, причем президент будет обязан освободить главу от работы только после повторного выражения такого недоверия в течение определенного срока… Или распустить Собрание и назначить новые выборы. Честно говоря, мне эта подушка безопасности для сохранения вертикали власти, даже если исходить только из интересов этого сохранения, представляется совершенно для современной Абхазии излишней, перестраховочной. Не думаю, что вообще может возникнуть подобная ситуация. Если вспомнить послевоенную историю Абхазии, то, скажем, президент Сергей Багапш после прихода к власти не сразу, но смог продавить уход с поста главы администрации Гагрского района нынешнего спикера абхазского парламента и его замену своим человеком. А если добавить еще сюда недавнее воспоминание: как в 2014-м в течение недолгого времени большинство парламентариев из проанквабовских стали прохаджимбовскими, плавно перетекли, так сказать, из одного политического лагеря в другой, – то это еще больше укрепляет высказанное мной мнение.

«Но ведь это же совсем другое дело!»
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:42 0:00
Скачать

Любопытное совпадение: именно вчера мой коллега-журналист опубликовал текст, в котором бурно протестовал против этого конституционного закона, хотя тот уже в минувшую пятницу, 29 января, был принят в парламенте в третьем, окончательном чтении. «По старому закону, – пишет он, – президент был хоть немного ограничен в выборе кандидатов – главой администрации мог стать только член Собрания. Сейчас же у него полный карт-бланш – хоть с улицы приводи и сажай в кресло мэра любого. Для блезира согласуй с Собранием, и все будет законно, никто не возразит».

Хочу для справедливости уточнить: и раньше-то, при прежнем законе руководители страны и их назначенцы не шибко тут «парились». Никто не заморачивался в связи с тем, что районом или городом управлял глава с приставкой «и.о.». И длиться это могло по несколько лет, в зависимости от того, когда подоспеют очередные выборы в Собрание.

Но не это главное. Как и не то, что выступление моего коллеги выглядит запоздалым, уже в пустоту, выстрелом. Главное – мне видятся наивными, напоминающими борьбу с ветряными мельницами призывы к тому, «как должно быть», когда жизнь научила, что в обозримом будущем все равно будет так, как было, и уже не раз. Такова, увы, природа человека, и бесполезно с ней бороться в условиях зачаточной демократии.

Тут смысл разве что в том, чтобы обозначить, зафиксировать свою позицию перед обществом и в первую очередь перед своими единомышленниками. Именно так, понимая, что он ничего уже не изменит, при каждом обсуждении данного законопроекта в парламенте протестовал против него депутат Алмас Джапуа. Он является также одним из лидеров партии «Айнар», которую многие называют оппозиционной, хотя она и не входит в Блок оппозиционных сил. Это я к тому, что он, как наверняка и другой парламентарий, высказавшийся 29 января во время электронного голосования «против», свободен от неких союзнических обязательств с исполнительной властью.

А один из активных сторонников действующей власти (бывшей в оппозиции до мая 2014 года), понимая, очевидно, что это закручивание гаек в целях укрепления вертикали власти никак не вяжется с понятием «углубление демократии», привел ранее в парламенте следующий довод. Ведь когда и «ихний», то есть от нынешней оппозиции, президент будет у власти, если это произойдет, то и ему такое изменение поможет без помех проводить свою внутреннюю политику. Рассуждения совершенно логичные, но почему-то уверен, что при обсуждении точно такого же законопроекта три года назад этот депутат говорил бы иное.

Ну и, как обычно в подобных случаях, здесь начинаются рассуждения вот о чем. Когда страна достигнет экономического и прочего благополучия, внешней и внутренней безопасности (то есть невольно думаешь, «никогда или, по крайней мере, не при нашей жизни»), тогда мы и будем выстраивать систему управления в полном соответствии с законами демократии, а пока нужно дать власти максимум возможностей для совершения благих дел. Да, мол, раньше мы активно ратовали за ограничение полномочий президента, но ведь сейчас-то совсем другое дело…

В этой части ни одна из властных команд, которые пребывали у государственного руля у нас в стране и не только у нас, совершенно не отличались друг от друга. Отдельные же персоналии в станах оппозиции, в душах которых, подозреваю, было превалирование демократических принципов над принципами «командной игры», помнится, попросту уходили из политики.

Если же говорить о возможном соединении принципов и прагматизма, то сегодня есть смысл побороться с вызвавшим неприятие у явного большинства в обществе намерением парламентариев увеличить количество депутатов Народного собрания после выборов 2017 года с 35 до 55. Этот закон еще не принят в окончательном чтении, а главное – у общества тут есть союзник в лице исполнительной власти. Во всяком случае, судя по высказываниям президента, он совсем не в восторге от перспектив такого увеличения и считает, что приемлемой тут была бы цифра 45.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG