Accessibility links

Карабахский тупик


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

На Южном Кавказе опять стреляют. На этот раз в Карабахе и вокруг него. Было бы странно, если бы на эту тему не высказались все кому не лень и не были высказаны всевозможные, самые глубокомысленные и запутанные версии. Кого и чего тут только нет: Турция, Россия, Иран, США, Европа, Путин, Эрдоган, нефть, Грузия, которую через Азербайджан пытается покорить он самый (угадаете фамилию с одного раза?) Теории заговора цветут пышным цветом, и за очередным обострением в Карабахе снова видна грандиозная тень всемогущей закулисы...

По правде говоря, всегда возмущался такими разговорами. Россия, Турция, Путин, Эрдоган, Великий Шелковый путь... А что это все вдруг позабыли про главных участников драмы – народы Армении и Азербайджана? Где они в этой картине вселенского заговора? Или их вообще нет? И если они есть, то что они в это время делают? Спокойно идут на бойню? Потому что так Путин сказал?

Но вообще-то на территориях этих стран живут вполне себе образованные и цивилизованные народы. Не дураки и не бараны. Народы, не лишенные рационализма и здравого смысла, люди, имеющие собственную голову на плечах.

Говорить, что они в своих странах ничего не решают, что они просто бездумные куклы то ли Путина, то ли Эрдогана, – это такое же оскорбление, как и видеть за каждой «цветной революцией» козни Госдепа: вроде как грузины и украинцы – это такое стадо баранов, которое любой американский чиновник может вывести на улицу, а потом, по мере необходимости, загнать обратно в стойло.

Конфликт между Арменией и Азербайджаном – это не конфликт Эрдогана и Путина, Запада и России, шайтана с чертом, а конфликт между Арменией и Азербайджаном, и главное слово как в его урегулировании, так и в возможном обострении – за политическими элитами именно этих стран.

Мнение, которое я тут сейчас выскажу, – сомнительное. На фоне масштабной стрельбы, информации сторон о наступательных действиях, о массированных артиллерийских обстрелах так и тянет нет-нет, да и поверить, что на этот раз все серьезно. Что это не похоже на постоянные весенние обострения, которые в конечном итоге заканчиваются ничем. Что на этот раз будет настоящая война.

Кажется, все идет к этому. Но... Чувствую хребтом: все закончится более или менее так же, как и всегда. Сейчас, на фоне нынешнего беспрецедентного обострения говорить такое немного опасно для репутации – риск оказаться неправым слишком велик. Но все равно, на мой взгляд, вероятность крупной войны минимальна, хоть сейчас так и не кажется.

На чем основано мое такое убеждение? На том, что в конечном итоге решение о том, быть войне или нет, принимают не Путин и Эрдоган, а Алиев и Саргсян. На сегодняшний день не существует ни одной причины, которая делала бы большую войну возможной.

И на армянской, и на азербайджанской стороне бытует не очень адекватная оценка ситуации.

В Армении преобладает шапкозакидательство: «Мы их гнали в 93-м, погоним и сейчас, если не угомонятся – дойдем до Баку».

В Азербайджане – свое шапкозакидательство: «У нас численный перевес, у нас большая армия, военный бюджет больше, чем весь бюджет Армении, у нас лучше оружие, и мы за пару недель отобьем все территории».

Звучит очень убедительно, особенно для пропаганды, но, вероятнее всего, лидеры обеих сторон понимают, что они неправы.

Армяне неправы в том, что не стоит сегодня делать слишком уж далеко идущие выводы из 90-х годов. Как говорят американцы, «что случилось в Вегасе, останется в Вегасе». Так и тут: что было в 90-е годы, то останется в 90-х. Никаким примером для сегодняшних оценок 90-е годы быть не могут.

90-годы – это был бардак и хаос, где-то больше, где-то меньше. Так уж получилось, что в Азербайджане хаос был больше, чем в Армении. Соответственно, у армян была некоторая фора, которой они воспользовались. Однако на улице 2016 год, и Азербайджан уже давно ушел от хаоса 90-х годов. Не стоит братьям-армянам ожидать, что, начнись война, повторится картина 90-х. Нет, не повторится, война будет куда более сложной и жестокой. И легкой прогулки до Баку не предвидится.

С другой стороны, и братья-азербайджанцы должны понимать: большой бюджет и преимущество в вооружении – это, конечно, хорошо, но войны не выигрываются только оружием и деньгами, иначе почему американцы ушли из Вьетнама и Ирака, а СССР – из Афганистана?

У армян есть свои преимущества: да, их меньше и они беднее, но они очень идейно мотивированы, у них очень высокая степень солидарности, они могут рассчитывать на приток тысяч армян из диаспоры, которые бросят свой бизнес и поедут воевать в Карабах. Кроме того, в случае войны азербайджанцам предстоит наступать, а армянам – обороняться. В гористой местности с уже давно отстроенными укреплениями... Легкой прогулки не будет и тут.

И, наконец, внешний фактор: за обеими странами стоит крупный внешний игрок – армян поддерживает Россия, азербайджанцев – Турция... Какой из них окажется более искусным на поле «гибридной войны», – никто не знает.

Азербайджан настроен вернуть свои территории вооруженным путем. Можно сколько угодно говорить про «мир, труд, май», но каждая страна имеет право на применение армии для возвращения территорий, которые считает своими. Тем более что если Карабах более или менее спорная территория, то принадлежность семи оккупированных районов Азербайджану неоспорима...

Однако иметь право – это одно, а иметь возможность – другое. Баку сейчас не нужна длительная кровопролитная война. Маленькая победоносная – это пожалуйста, блицкриг – конечно. «Азербайджанское знамя реет над Степанакертом, да здравствует единый Азербайджан»…

Но пока у Ильхама Алиева нет железной гарантии того, что это можно сделать быстро и без больших потерь, никакой серьезной войны не будет. Будет только имитация, сопровождаемая победными реляциями в духе «переломаем врагу хребет». А потом – снова напряженная тишина… Снова на год… А потом... Снова разведка боем…

И так без конца, пока или конфликт не закончится разгромом и полной капитуляцией одной из сторон, или... Или наконец обе стороны не придут к мнению, что победа со счетом 10:0 – контрпродуктивна, так как порождает в проигравшем стремление к реваншу. И что обеим сторонам рано или поздно придется что-то уступать...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG