Accessibility links

«Здесь курить не круто, круто – не курить»


Идея запретить курение в общественных местах благая, но для Южной Осетии не актуальная
Идея запретить курение в общественных местах благая, но для Южной Осетии не актуальная

В Южной Осетии хотят запретить курение в общественных местах. Парламентский комитет по социальной политике и здравоохранению разработал соответствующий законопроект. После того как он пройдет согласование в правительстве Южной Осетии, законопроект обсудят в парламенте. Югоосетинские эксперты между тем убеждены, что, в случае принятия, закон будет применяться избирательно.

По словам главы комитета по здравоохранению Алана Козонова, проект закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещает курение табака на детских площадках, в помещениях, занятых органами госвласти, в помещениях социальных служб, в общественном транспорте, на территории школ и других местах. После принятия закона курить можно будет только на открытом воздухе или в специально отведенных помещениях, которые должны быть оборудованы системами вентиляции.

Югоосетинский общественник Тимур Цхурбати говорит, что в школах, детсадах и прочих местах, где курить просто неприлично, и без всяких запретов никто не курит. Что касается указанных Козоновым «других мест», то можно предположить, что вслед за Россией запретят курить в ресторанах и кафе. В этой части есть, о чем поспорить, говорит Тимур Цхурбати:

«У нас те, у кого есть деньги, спасаются от скуки тем, что ходят в рестораны. Если им хозяин запретит курить, они пошлют его подальше и уйдут в тот ресторан, где курить можно.

– Можно сделать отдельный зал для курящих?

– Единицы могут себе это позволить. У нас каждое заведение за клиентов бьется, и я не представляю себе, как может хозяин кафе, к которому в день приходит четыре клиента, сказать: «Не курите!» Это невозможная ситуация для Цхинвала! Поэтому хозяева будут идти на нарушение закона, лишь бы клиент приходил. В данный момент ситуация такая. Я не представляю себе, как ее можно контролировать».

В общем, говорит Тимур, идея благая, но для Южной Осетии не актуальная. Республика традиционно спортивная, здесь курить не круто – круто не курить, поэтому доля курящих невелика. Это в основном мужчины среднего возраста. Поэтому, считает Тимур Цхурбати, парламент мог бы заняться решением более насущных для республики проблем:

«Гораздо больше, чем курение, людям наносят вред стрессы из-за того, что у них нет работы, из-за бедности, необустроенности. Лучше бы сделали что-то полезное для экономики, привели бы в божеский вид правоохранительную систему… А так вся эта борьба с курением – популизм в чистом виде, хотя сама идея хорошая. Если у них получится ее реализовать, если закон заработает, то я возьму свои слова обратно и скажу – молодцы».

Югоосетинский эксперт Роланд Келехсаев подчеркивает, что в Европе, откуда импортировали эти запреты сначала Россия, а теперь уже и Южная Осетия, борьба с курением – это скорее некий эволюционный этап, чем санитарная норма. Она появилась не вдруг, а на фоне роста благополучия европейцев, развития медицины, ужесточения норм охраны труда. Поэтому запрет понятен и органичен, когда он – лишь малая часть заботы о человеке, которую демонстрирует цивилизованное государство, говорит Роланд Келехсаев:

«Желание вести здоровый образ жизни присуще людям благополучным, настроенным на позитивную волну. Оно возникает, когда у вас появляется возможность разнообразить свою жизнь чем-то большим, чем выпить-покурить с друзьями. На таких посиделках обычно вспоминают трудное время или о сегодняшних трудностях говорят, так что, думаю, надо этих людей просто оставить в покое и не нервировать их лишний раз. Хотите перенимать европейские запреты – сначала станьте, как Европа».

Роланд Келехсаев говорит, что представляет, как запрет будет действовать в госучреждениях. Начальников беспокоить за курение в их персональных кабинетах никто не станет. В то же время, убежден Келехсаев, никто не будет беспокоиться и тратить деньги на оборудование специальных мест для курения клерков. Скорее всего, их погонят с лестничных клеток и туалетов на улицу, где они будут простужаться в холодное время года. Выглядеть это будет, как закон для холопов, как лишний повод указать им на их место. Поэтому лучше бы повременить с ним, хотя бы до тех пор, когда перед законом будут все равны.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG