Accessibility links

Здравоохранение Грузии: для большей эффективности не хватает денег


Традиционно отчет главы Минздрава завершился ничем. Стороны явно не слышали друг друга, каждый остался при своем
Традиционно отчет главы Минздрава завершился ничем. Стороны явно не слышали друг друга, каждый остался при своем

Сегодня парламентский комитет по здравоохранению заслушал отчет за прошедший год главы Минздрава Давида Сергеенко. Для исправного функционирования системы всеобщего страхования необходимо значительно больше финансовых ресурсов, чем выделено сейчас, – таким было основное положение доклада министра. Экспертов и парламентскую оппозицию отчет министра не удовлетворил.

Свой ежегодный отчет Давид Сергеенко начал издалека: по его словам, система здравоохранения, которая досталась в наследство победившей коалиции «Грузинская мечта», в 2012 году находилась в весьма запущенном состоянии:

«По итогам исследований Всемирного банка стало ясно, что населению Грузии 60% медицинских услуг приходилось оплачивать самим, что по данным ВОЗ является недопустимо высоким показателем. Однако основной нашей проблемой было то, что половина населения, которая нуждалась в неотложной медицинской помощи, вынуждена была покрывать 100% расходов».

В этих условиях, продолжал министр, было решено коренным образом реформировать всю систему, и на первом этапе бюджет Минздрава был увеличен более чем в два раза. Однако, несмотря на определенный успех, пока рано говорить об эффективности системы, поскольку у государства возможности весьма ограничены, признался министр:

«В 2013 году бюджет Минздрава был увеличен почти в два раза, и у многих создалось впечатление, что решение проблемы близко. Однако это не так: по данным Всемирного банка, основным индикатором эффективности системы здравоохранения являются затраты от ВВП, выделяемые государством на эту сферу. К примеру, в странах Восточной Европы этот показатель равен 4-5%, Западной Европы – 7-9%, а США –17%. У нас же этот показатель в нынешнем году с трудом дотягивает до 2,5%».

Что касается увеличения бюджетных расходов на медицину, то министр не увидел в этом большой проблемы. По его словам, около 17% населения (650 тысяч человек) пользуется корпоративными пакетами частных медицинских учреждений, и это число растет из года в год.

Оппозицию доводы министра, как это обычно бывает, не убедили. В ходе дискуссии один из лидеров «Нацдвижения» Гиги Церетели сформулировал основные претензии:

«В течение последних дней мы услышали взаимоисключающие заявления. С одной стороны, премьер страны считает, что растущие расходы на здравоохранение вызваны определенными недочетами и реформа нуждается в корректировании, с другой стороны, министр считает, что все прекрасно и он ничего не собирается менять. Однако очевидно, что замедление темпов экономического роста, растущая инфляция влияют на эффективность медицинских программ, которые не покрывают и 60% расходов населения. В этих условиях разговор о росте корпоративных клиентов в области частного страхования выглядит издевкой. Власти будут вынуждены пойти на сворачивание программ в области медицины, так как у них не останется никаких финансовых ресурсов».

Другим важным вопросом, волнующим политиков и экспертов, были неадекватно высокие цены на определенные группы медикаментов. По словам участника внепарламентской оппозиции Джонди Багатурия, цены на аналогичные препараты, реализуемые в приграничных районах Турции, на 300-400% ниже, чем в Грузии.

На эту реплику Давид Сергеенко ответил, что в целях увеличения конкуренции власти работают над допуском на рынок Грузии ряда компаний, что позволит снизить цены на лекарства. По заверениям министра, в течение двух последних месяцев цены на определенные группы медикаментов снизились на 20-23%.

Однако и это не убедило оппозиционеров. В ответ они напрямую обвинили власти в лоббировании интересов фармацевтической компании Humanity Georgia, которая принадлежит друзьям бывшего премьера Бидзины Иванишвили.

Традиционно отчет главы Минздрава завершился ничем. Стороны явно не слышали друг друга, каждый остался при своем. По всей видимости, ворох проблем Минздрава достанется в наследство новым лицам, которые придут к власти осенью этого года.

XS
SM
MD
LG