Accessibility links

Абхазскую недвижимость защитили постановлением


Депутаты не поддержали мораторий на продажу недвижимости иностранным гражданам, а проголосовали за проект постановления парламента.
Фото: Лиза Чанба
Депутаты не поддержали мораторий на продажу недвижимости иностранным гражданам, а проголосовали за проект постановления парламента. Фото: Лиза Чанба

Сегодня депутаты абхазского парламента на сессии решали вопрос, принимать или не принимать мораторий на продажу жилья иностранным гражданам, который инициировал депутат Алмас Джапуа и из-за которого в обществе накалились страсти. Парламентарии не поддержали мораторий, а проголосовали за проект постановления парламента.

Заседание сессии проходило в здании, оцепленном сотрудниками силовых структур, так как вчера в социальных сетях появились призывы к людям собраться у стен парламента и оказать давление на депутатов с целью принятия моратория на продажу недвижимости иностранным гражданам.

Валерий Агрба, председатель профильного комитета парламента, в котором рассматриваются два взаимоисключающих законопроекта – один о моратории на продажу недвижимости иностранным гражданам, инициированный Алмасом Джапуа, а другой об обороте жилья, инициированный Сергеем Шамба, назвал оба законопроекта сырыми и сообщил о том, что комитет отказался выносить их сегодня на обсуждение сессии парламента. Он пояснил:

«Неинформированность населения приводит к недопониманию и противостоянию, которое сегодня мы видим. И очевидно, что наблюдается одностороннее предоставление информации, которое искажает суть этого вопроса. Поэтому я настаивал на том, чтобы парламентские слушания были открытыми, чтобы и граждане простые зашли, и телевидение было, мы бы высказали предложения, аргументы, контраргументы, и тогда для общественности, возможно, не была бы непонятна суть этого вопроса. Но по настоянию инициаторов этих законопроектов было потребовано провести закрытое заседание для того, чтобы ускорить процесс рассмотрения этого законопроекта на сессии. Наспех принимать такие законы я считал неправильным, поэтому комитет и не пришел к единому мнению ни за тот или за другой законопроект, ни за то, чтобы выносить их на рассмотрение сессии парламента!»

Валерий Агрба предложил рассмотреть и принять постановление, в соответствии с которым оба законопроекта – и об обороте жилья, и о моратории на продажу недвижимости, снимаются с рассмотрения на сессии парламента. Парламенту поручается создать рабочую группу по разработке Жилищного кодекса, ускорить принятие Градостроительного и Строительного кодексов. Оно обязывает кабинет министров завершить работы по территориальному планированию и созданию Государственного земельного кадастра, провести инвентаризацию жилищного фонда. Народному собранию рекомендовано не принимать к производству проекты законов, направленных на регулирование оборота жилых помещений в Республике Абхазия до завершения всех указанных работ.

Несмотря на то что постановление регулирует и берет под контроль все те проблемы, о которых неоднократно говорил депутат Алмас Джапуа, оно его категорически не удовлетворило. Он продолжал требовать рассмотрения закона о моратории на продажу недвижимости и, как ему казалось, предложил некий компромисс. Он сказал:

«Я, господа, предлагаю вам еще один компромисс, это же тоже закон, его же принимают в нескольких чтениях, я не буду настаивать, чтобы мы его сегодня окончательно решили. Все-таки, если его надо внутри доработать, давайте сделаем в чтениях, во втором чтении, документ примем в первом чтении и попытаемся согласовать, что там с ним дальше делать. Это единственное решение, которое я могу вам предложить. Форма постановления не думаю, что может кого-то устроить».

Но другие разработчики закона о моратории – Ахра Бжания и Аслан Кобахия заявили, что поддержат постановление парламента.

Пытаясь настоять на своем, Джапуа заявил депутатам, что за стенами парламента собрались «три-пять тысяч людей», которые требуют принятия моратория, что было, мягко говоря, огромным преувеличением. У здания Государственного абхазского театра стояли около 50 человек, видимо, из числа тех, кто откликнулся на призывы в «Фейсбуке».

Инициатор другого законопроекта об обороте жилья в Республике Абхазия Сергей Шамба был самокритичен и сам снял свой проект с обсуждения на сессии. Шамба сказал:

«Предполагалось продолжить работу над нашими проектами, чтобы выработать компромиссный вариант, чтобы не разжигать страсти в обществе. Я как раз за это предложение, потому что не я разжигал страсти, не я будоражил общественное мнение. Я как раз был за то, чтобы продолжать спокойно работать в комитете над этим проектом, потому что я знаю, что мой законопроект сырой. То есть это был расчет на длительную работу. Я и сейчас считаю, что он еще не готов. И я не собирался его ставить в ближайшее время. Не я же инициировал внеочередное заседание нашего парламента, чтобы поставить вопрос, поэтому я не собираюсь этот вопрос ставить, я не считаю, что он готов…»

Представитель президента в парламенте Дмитрий Шамба выразил позицию президента. Впервые ограничение на покупку иностранными гражданами жилья в Абхазии было установлено постановлением кабинета министров от 31 августа 1995 года, которое позволяет приобретать жилье в Абхазии только ее гражданам. Впоследствии эта норма была закреплена во второй части Гражданского кодекса в 2008 году. Статья 546 ГК гласит, что покупателем жилого помещения может быть только гражданин Республики Абхазия. Он назвал законопроект о моратории на продажу недвижимости не правовым, а политическим документом.

Депутаты решили прекратить обсуждение и проголосовать два вопроса: рассматривать или не рассматривать законопроект о моратории на продажу недвижимости и постановление парламента. За рассмотрение моратория проголосовали 10 депутатов из тридцати и пятеро воздержались. 15 депутатов высказались против. А за постановление парламента проголосовали 22 депутата. Таким образом, с сегодняшнего дня в силу вступает постановление парламента.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG